Перкуссия на гитаре

Урок 20. Знакомство с перкуссией на гитаре

Недавно в комментариях к предыдущему уроку №19 меня попросили немного прояснить о стиле игры на акустической гитаре под названием «фингерстайл» (Fingerstyle). Привожу дословную просьбу посетителя.

Здравствуйте, маэстро! Очень бы хотелось, кроме приемов игры на «классике», овладеть и очень модным сегодня стилем фингерстайл. А у вас, по-моему, нет ни слова о нем. В интернете много видео и уроков, но очень мало в них рассказывается о перкуссии. Можете хоть о нескольких приемах игры с перкуссией рассказать очень подробно, чтобы можно было их реально понять и разучить на примерах. Буду безмерно благодарен.

Я, конечно, выполню просьбу, что и пообещал респонденту под ником Angi. И начинаю с понятия гитарной «перкуссии». Именно в стиле фингерстайл она проявляется особенно ярко.

Что это такое?

На гитаре неплохо звучат различные приёмы перкуссии, то есть способы имитации различных ударных инструментов. Их называют по-всякому. Например, удары по звучащим (или, наоборот, незвучащим) струнам открытой ладонью, внутренним основанием кисти, ребром ладони, большим пальцем или кулаком правой руки часто называют «глушками» (варианты: «заглушки», «приглушки»). С помощью этих приёмов можно изобрести очень интересные гитарные бои, а также оригинально исполнить популярные мелодии.

Приёмы глушения струн гитары

Но перечисленными выше глушками арсенал перкуссионных приёмов не ограничивается.

Удары по корпусу гитары

Если производить удары пальцами либо другими частями правой руки по корпусу гитары в тех или иных местах, можно получить имитацию некоторых ударных инструментов. Рассмотрим их подробнее. Но сначала приведём изображение инструментального комплекта стандартной ударной установки, чтобы можно было понять до конца, о чём говорится в тексте ниже.

Удары по верхней деке гитары

Для начала познакомимся с несколькими приёмами.

  • Удар по деке гитары под (над) струнами средним и безымянным пальцами правой руки (или только одним из них) пришёл в фингерстайл и классическую гитару из стиля фламенко — там он особенно распространён.

Удар по деке гитары гольпе

Называется такой приём (опять же из фламенко) «гольпе», но среди мастеров фингерстайла он значится как «снэйр» (snare). Имитирует рабочий (малый) барабан стандартной ударной установки. В табулатурной и нотной записи обозначается латинской буквой «G», квадратиком или крестиком над нотном станом (для гитары фламенко).

В фингерстайле снэйр обозначается в виде срезанной половинной ноты примерно в районе звука «до» первой октавы.

  • Кик (с англ. Kick) — имитация звука, схожего со звучанием бас-бочки на ударной установке. Производится ударом внутренней частью запястья немного выше резонаторного отверстия гитары.

Обозначается кик в табулатуре в виде крестика в круге:

Изображение обозначения кика на нотном стане для гитары

Удары по обечайке гитары

Если ударять пальцем по обечайке корпуса гитары, то получаются звуки, очень похожие на те, что издает барабанщик, ударяя друг о дружку своими барабанными палочками или стуча ими по конго рядом с ободом инструмента. Но это получится, если гитарист будет стучать пальцами таким образом, чтобы попадать ногтями. Звук подушечки без ногтя не имеет такой звонкости, но всё равно имеет свой тон, не похожий на другие. Многие гитаристы, любящие использовать в своём исполнительстве перкуссию, обязательно включают одиночные удары по обечайке подушечками пальцев любой руки, а то и выбивая ими своеобразную дробь. Результат вполне эффектный.

Удары пальцев по струнам

  • Хай-хэт (Hi-hat) — имитация звука сдвоенных тарелок. Этот ударный инструмент находится с левой стороны барабанщика, прямо рядом с рабочим барабаном. Выполняется либо резким ударом большого пальца правой руки по  басовым струнам с вращением запястья, либо одновременным прижатием всех струн к порожкам пальцами левой руки на удобном месте грифа.

На табулатуре хай-хэт обозначается крестиком:

  • Кик (2-й вариант) — имитация звука большого барабана посредством удара по всем басовым струнам гитары средним пальцем правой руки непосредственно у нижнего порожка.

В этом случае, как отмечают некоторые исполнители перкуссии на гитаре, звук получается наиболее приближённым к оригиналу. Однако больше подходит для применения на инструментах со съёмом звука на внешние динамики или для записи композиций.

Упражнения

Предлагаю сыграть несколько упражнений для отработки двух наиболее простых в исполнении приёмов перкуссии на гитаре – кика и снэйра.

Упражнение 1:

Давайте будем разбираться с записью упражнения и варианты его исполнения для начинающих.

Вариант первый (простой). Аккорд Ля минор (Am), обозначенный красным цветом, игнорируется: играется только перкуссия.

  • На счёт «раз и» исполняется приём кик ударом основанием кисти по верхней деке.
  • На счёт «два» безымянным пальцем (a) правой руки выполняется удар снэйр по верхней деке гитары под струнами (можно двумя пальцами – безымянным и средним).
  • Далее следует доля «и» после счёта «два». Договоримся, что в таком случае будет делаться запись счёта в следующем виде: «На счёт «2 и» выполняется удар кик».
  • На счёт «три и» – повторяется кик.
  • Далее следует удар снэйр на счёт «четыре».
  • Заканчивается ритмический рисунок такта ударом снэйр на счёт «4 и».

Вариант второй (полный). Перкуссия остаётся на своих местах по счёту, только на счета «1 и», «3 и» производятся удары щелчком указательным пальцем по трём тонким струнам (третьей, второй и первой) сверху вниз. Не забудьте только пальцами левой руки поставить аккорд Am в открытой позиции.

Вариант третий. Необходимо потренироваться с отработкой кика и снэйра по варианту 2, но только в гармонической последовательности аккордов: Am-Dm-E7-C. Кроме того, теперь воспроизведение аккордов нужно выполнять двумя пальцами правой руки: указательным (i) и средним (m).

Упражнение 2:

Это упражнение выполняется по следующему алгоритму:

  • на счёт «раз и» выполняется кик запястьем правой руки по деке гитары;
  • на счёт «два» одновременно: указательным пальцем (i) правой руки производится удар по трём тонким струнам в направлении от третьей к первой (стоит аккорд Am), а безымянным пальцем — удар снэйр по деке чуть ниже первой струны;
  • на счёт «2 и» указательный палец выполняет обратный удар по струнам в направлении от первой струны к третьей;

Во второй половине такта всё повторяется по аналогии с первой.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.