Урок 73. Мелодия в басах | guitarbloknot.ru

Урок 73. Мелодия в басах


Гитару часто называют «маленьким оркестром», и отчасти это недалеко от правды. Сочетание мелодии, аккомпанирующих средних голосов и виртуозной басовой линии в некоторых гитарных пьесах и обработках создают именно такое ощущение у слушателя. Прекрасно звучат на этом инструменты полифонические произведения Баха, Генделя, Мусоргского (чаконы, фуги, инвенции, арии), обработанные для гитары умелой рукой аранжировщика-гитариста, хорошо знающего возможности гитары.

Много серьёзных классических произведений обработал для гитары А. Сеговия (вспомним, хотя бы, чаконы Баха и Геделя), возродивший в своё время мастерством исполнителя гитару из некоторого забвения до статуса академического музыкального инструмента.

Но названные чаконы нам пока что не под силу, поэтому будем продвигаться к ним постепенно. Сегодня, пожалуй, выучим небольшую народную мелодию в обработке для классической гитары. Родом эта мелодия, скорей всего, из польских краёв (так как я её взял из гитарной школы польского педагога Й. Поврожняка.

Называется это произведение «To I Hola«. Мне она понравилась тем, что содержит в себе аж три функциональные партии гитары: солирующую мелодию, сопровождающие средние голоса и самостоятельную линию баса, в которой собственная тема сочетается с темой мелодии.

Мелодия в басах — это часто применяемый аранжировщиками приём, призванный разнообразить партию гитары в целом, или же наиболее точно отразить музыкальную оркестровую пьесу, в которой изобилуют разные сольные инструменты, сменяющие друг друга по ходу произведения.
[sociallocker]

Народная мелодия для гитары

[/sociallocker]
В нотном тексте указаны динамические оттенки каждой из частей пьесы (p, mf, f). Динамические оттенки также придают музыкальному произведению колорит, помогают понять его художественную ценность и чувственные замыслы автора. Поэтому не следует игнорировать динамику, а иногда и дополнить её личными переживаниями. Именно в этом заключается мастерство гитариста-исполнителя: каждую пьесу преподнести немного по-своему, поинтересней, с чувством, а не голой механикой. Надеюсь, послушав миди пьесы, ты поймёшь, о чём я говорю.

Обратите внимание: в первых четырёх тактах бас имеет свою собственную мелодическую линию, которая, конечно, гармонически сочетается с аккомпанирующими аккордами (получается что-то типа вступления перед основной мелодией, начинающейся с такта №5). Далее вплоть до такта №10 бас и средние голоса образуют простой аккомпанемент вида бас — аккорд к верхнему голосу (основной мелодии). А начиная с такта №11 и до конца пьесы роль мелодии взял на себя бас, связанный с аккомпанементом (средние голоса). Верхние голоса в заключительной части отсутствуют.

Бас везде нужно играть большим пальцем правой руки. Средние голоса и мелодию — остальными пальцами. Не забывай о том, что нужно применять приём апояндо везде, где это возможно (в мелодии и басе).

Придерживайся указанной аппликатуры левой руки.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.