Урок 66. Техника глушения на гитаре


Гитара – это универсальный музыкальный инструмент, на котором мастера игры творят просто чудеса исполнительской техники. Например, извлекают не только музыкальные звуки на струнах, но и создают различные шумы с их помощью (даже скрип двери), отбивают замысловатую дробь на обечайке, грифе и верхней деке инструмента, изображая ударные инструменты, виртуозно подражают другим инструментам.

Эффект перкуссии создает разнообразная техника глушения струн, как в аккомпанирующей, так и в сольной ролях гитары.

На этом уроке мы разберем следующую пьесу (см. ниже), написанную мной специально для такого урока. Но ее можно, скорее, отнести к упражнениям, нежели к пьесам, так как художественного смысла в ней мало, а вот различных приемов глушения – несколько.

Смотрим ноты

Пестрит в глазах от обозначений? Ничего страшного – играть нетрудно, если изучен прием баррэ, который здесь применяется часто.

Трудней будет с другой техникой – техникой стаккато, обозначенной в нотном тексте красной цифрой 2 со звездочкой (*2). Все такие места (аккорды и отдельные ноты, исполняемые стаккато) должны играться максимально отрывисто. Для этого после звукоизвлечения отдельной ноты нужно просто ослабить нажим на струну до ее полного глушения. В случаях глушения открытых струн и аккордов для получения стаккато следует после извлечения звуков сразу поставить пальца правой руки на звучащие струны, тем самым прекращая звучание.

Здесь самое трудное для новичка – сделать сразу два действия: прижатые струны – отпустить, а на открытые – поставить для глушения пальцы правой руки (для примера посмотри на последний такт №25, первую долю). Но в этом случае (и в других подобных ранее по тексту) особой сложности не возникнет, так как пальцы правой руки ставятся и на те струны, которые были прижаты (первая, вторая и третья струны), и на открытую струну баса (пятая струна). В принципе, аккорд в такте №25, взятый пальцем 1 левой руки (прием полубаррэ на пятом ладу), можно и не ослаблять, так как мы все равно глушить будем постановкой пальцев правой руки на струны. Но я рекомендую сделать оба приема глушения (и наложением пальцев правой руки на струны, и ослаблением прижатия этих струн пальцем левой руки), чтобы научиться делать это четко, синхронно. Нам такое умение очень пригодится при игре ритмического аккомпанемента (ритм гитара).

Пьеса для гитары

Под обозначением *1 нужно применить прием глушения аккорда (в данном случае аккорда ля минор в V позиции  – Am). То есть, взяв этот аккорд, мы перед самым его звукоизвлечением ослабляем прижатие струн и в таком положении делаем удар большим пальцем правой руки снизу вверх по струнам. Получается глухой звук, напоминающий удар щеткой по барабану. Но ни один музыкальный звук аккорда не должен звучать!

Далее, под цифрой *3 обозначен самый трудный прием на данный момент обучения, называющийся “тамбурин” и напоминающий стук пионерского барабана (если кто-то его слышал). Чтобы получился этот эффект, нужно сделать следующее (потренироваться отдельно!):

  • зацепить струну №6 кончиком первого пальца левой руки и завести ее за струну №5 (поверху), прижимая их вместе на V ладу (в данном случае);
  • в таком положении большим пальцем правой руки щипнуть их сверху вниз (как обычно, извлекая бас); должно получиться что-то, напоминающее удар по барабану, у которого под натянутой кожей гремят пружины.

Такой прием иногда применяется даже в некоторых концертных пьесах (“Маленький барабанщик”, “Танец эскимосов”), поэтому стоит потренироваться делать это быстро.

Чтобы ты мне поверил, посмотри на это (и то, что внизу подчеркнуто):

Прием тамбурин на гитаре

Пример использования приема “тамбурин” на гитаре

Пьеса, которую мы рассматриваем, мной названа “Борцы сумо”. Я посмотрел фильм (документальный) на эту тему и решил воспроизвести в звуке их борьбу, начиная с выхода на ковер. Почему-то это так представилось. Но больше всего мне нравится, что на них из одежды – только набедренная повязка. А я, помню, занимался сначала самбо, а потом таэквондо, и всегда была проблема с одеждой и экипировкой. Но это было в 80-х годах прошедшего столетия. Сейчас все по другому – кимоно для самбо найти уже не проблема, а также и для других видов спорта. А в то время, действительно, возможно было только сумо и заниматься, учитывая дефицит снаряжения. Правда, о сумо мы тогда даже и не подозревали.

Но вернемся к нашему уроку. И еще один момент хотелось бы отметить: двузвучия в тактах 5 – 7 нашей сегодняшней пьесы нужно извлекать одним ударом большого пальца правой руки.

А также не забывай о смене темпа в пьесе (темп выделен синими кружочками). Послушай, как это выглядит в миди.

Остальные эффекты, о которых мы говорили, к сожалению, миди недоступны (кроме изменений темпа).

Если нужны еще уроки по классической гитары или по другим направлениям этого инструмента, то можно вернуться на главную страницу сайта. Или же перейти к следующему уроку игры на гитаре.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!