Артикуляция | guitarbloknot.ru

Урок 52. Артикуляция на гитаре


Пришла пора ввести в наше взаимопонимание такой важный термин (и понять его) в музыке, как артикуляция. Под этим термином понимаются различные способы получения звуков на музыкальном инструменте и способы перехода от одного звука к другому.

Если такие понятия, как высота и длительность, определяют, ЧТО ты играешь (конкретное произведение, например, «Собачий вальс»), то артикуляционные способы игры определяют, КАК ты играешь этот самый вальс, с каким настроением, экспрессивностью, связаны ли звуки между собой или звучат отрывисто, поют или взвизгивают по-собачьему.

В общем, методы арткуляции позволяют нам расширить свои исполнительские возможности и, наконец-то, заявить о себе, как о настоящем гитаристе!

Некоторые приемы из этого арсенала мы уже использовали ранее, например, легато.

С помощью легато мы делаем нашу игру более связной, мягкой, когда один звук как бы перетекает в другой. То же самое можно сказать и о другом приеме, уже знакомом нам, — глиссандо, который, кроме того, позволяет плавно и незаметно для уха слушателя сменить позицию на гитаре.

Еще один прием — вибрато на гитаре (его мы тоже уже знаем) — также относится к артикуляционным способам игры на инструменте. Он придает мелодии певучесть.

Поговорим немного о приемах, нами или не упоминаемых ранее или упоминаемых вскольз, без подробных разъяснений.

В первую очередь — стаккато. Звуки не всегда лучше извлекать связно, так как имеются произведения, характер которых требует не связной игры, а отрывистой (например, некоторые танцы, марши или пьесы, где композитор использует выражение своих мыслей именно через стаккато).

В нотном тексте стаккато обозначается точками над нотами. которые нужно сыграть отрывисто, глуша их и сокращая, таким образом, их длительность примерно наполовину:

Ноты с точками над нотой - стаккато

Есть еще один способ, часто применяемый в практике гитариста (особенно в блюзовой технике и акустической гитаре) — пиццикато. В классической гитаре, конечно, этот прием также применяется, но не так широко.

Пиццикато — это игра на приглушенных струнах. Прибегают к такому приему в аккомпанементе, когда нужно создать эффект бряцания или при взятии аккорда, некоторые (нежелательные) звуки которого приглушаются. Для того, чтобы не было звука, а просто воспринималось как перкуссия (ударные инструменты), достаточно лишь слегка коснуться струн пальцами левой (в некоторых случаях — правой) руки, продолжая играть.

Обозначается по-разному, но я приведу более частое в литературе для классической гитары:

как в нотах обозначается пиццикато для гитары

Как видно по нотам, пиццикато играется правой рукой также, как и звучащие аккорды, но при этом звуки, обозначенные крестиками, приглушены.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.