Урок 45. Легато на гитаре


Надеюсь, что ты справился с “Генералами песчаных карьеров“.
Двигаемся дальше по курсу. Чем дальше, тем становится интересней, ты не замечаешь?

Возможно, тебе лишь кажется, что становится трудней учиться. Это – неправильное ощущение! Пойми, что ты уже на каком-то уровне музыкального развития, уже не на нулевом.

Как мне говорил очень хороший преподаватель в часы моей депрессии по поводу исполнительских возможностей: “Ты не прав. Ты намного выше даже тех, кто считает, что умеет хорошо играть на гитаре и ты должен за это благодарить свою судьбу. Это нормально, если мы, достигнув чего-то, остаемся недовольными результатом – это удел творческих людей. Значит, мы хотим большего там, где нет предела. И у нас есть на это резерв.”

Итак, новая тема, новый технический прием для пальцев левой руки.

Называется этот прием “легато“.

Технический прием легато имеется и на других инструментах, но легато на гитаре (впрочем, как и на всех струнных инструментах), является достаточно сложным элементом техники, требующим достаточного времени для отработки. Правда, сложен он только для начинающих, у которых пальцы еще не совсем хорошо развиты во всех отношениях. После освоения этот прием ничем не отличается от рядовых, и даже значительно расширяет некоторые возможности гитариста. Например, за счет экономии движений в правой руке можно повысить скорость исполнения звуков, играя быстрые пассажи приемом легато (только пальцами левой руки или периодически).

Этот прием – способ плавного соединения двух и более нот без извлечения их пальцами правой руки. Инструментами в этом случае для прижатия нужных струн и одновременного извлечения звуков служат только пальцы левой руки. Правая рука извлекает только первый звук, чтобы дать инерцию остальным связанным звукам. В результате этого мы слышим ноты, плавно перетекающие одна в другую, а не отрывисто звучащие при извлечении каждой из них отдельно (пальцами правой руки).

Но сразу нужно оговориться, что прием легато применяется только там, где это нужно по замыслу композитора, а не устраивать себе (вернее пальцам правой руки) вольготную жизнь, где захочется. Каждый технический прием в музыке наполнен своим смыслом.

Звуки можно извлекать этим приемом в восходящем движении (восходящее легато) и это обозначается на нотах следующим образом:

Пример восходящего легато

Дугами обозначен прием легато. С лигой, которая применяется в нотном письме для продления длительности нот, этот прием не перепутаешь по той причине, что в случае лиги дуга связывает две или более одинаковые по высоте ноты, а в легато участвуют только разные по высоте звуки.

Так вот, в нотном примере выше прием легато применяется дважды: первый раз – между первой и второй нотами такта, второй раз – между третьей и четвертой. Пальцем правой руки извлекается только первый звук в каждой указанной паре нот (в первой паре – открытая вторая струна, во второй – открытая первая струна).

Второй же звук извлекается только пальцем левой руки. В обоих случаях нашего примера нужно применить для этого первый палец (указательный). Техника исполнения – удар пальца по струне на нужном ладу. Это выглядит поэтапно так (на примере первой пары залигованных нот)

  • пальцем i правой руки на счет “раз” извлекается звук “си” (вторая открытая струна);
  • указательный палец правой руки перед самым ударом по струне приподнимается чуть выше обычного положения пальцев над струнами (но не выше чем на на 2-2,5 см от струны), как бы замахиваясь для удара – делай это на счет “и”;
  • на счет “два” постарайся четко, быстро и, главное, точно ударить по второй струне на первом ладу, одновременно прижав ее здесь, чтобы получился нужный звук “до“; вторая нота должна звучать отчетливо, в идеале также, как звучала до этого первая;
  • удерживай струну прижатой и дальше, на счет “и”, так как она должна звучать ровно один счет (два и).

Нужно добиваться, точного удара, при этом струна зажимается кончиком (подушечкой) пальца, а не его боковой частью, как часто бывает у новичков.

Предупреждаю: возможны болевые ощущения при отработке восходящего легато, но бояться этого не стоит.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Отрабатывай прием по нотному примеру урока и обязательно со счетом.

Сравни с МИДИ примера.

В следующий раз поиграем что-нибудь, где применяется этот прием.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!