Урок 30. Новая тема – знаки альтерации


Для того, чтобы наглядно иметь представление о такой теме, как знаки альтерации, я приведу рисунок клавиатуры клавишных инструментов, нотный стан с нотами некоторых звуков на клавишах и гитарный гриф, где эти же звуки берутся на второй струне (для примера):

Знаки альтерации: диез и бемоль

Мы знаем, что, например, фортепиано или аккордеон имеют белые и черные клавиши. На рисунке мы видим, что каждая белая клавиша имеет определенный музыкальный звук, а последовательность этих звуков (До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си) составляет звукоряд, называемый “основным звукорядом”.

Этих названий звуков семь, а потом они повторяются (смотри на рисунке после “Си” снова начинаются звуки “До-Ре и так далее”).  Вот одна полная последовательность звуков от “До” до следующего звука “До” называется “октава”. Так и говорят: звук “До” первой октавы (или: нота “До” первой октавы), звук “Ми” второй октавы.

Все звуки разных октав хоть и имеют одинаковое название (До, Ре, Ми, Фа…), но по высоте различаются: первая октава выше малой октавы (это звуки перед первой октавой), звуки второй октавы выше по звучанию одноименных звуков первой октавы (соответственно, можно сказать, что звуки первой октавы ниже звуков второй октавы). Интервал одноименных звуков измеряется октавами: нота “Ми” третьей октавы (имеется и такая) выше на две октавы ноты “Ми” первой октавы.

Голова еще не кружится от звуков, их названий и октав? Тяжело в учении – легко в бою! Так что продолжаем.

Но на фортепиано и аккордеоне имеются еще и черные клавиши. Что за звуки извлекаются на них?

Вспомним: наименьшее расстояние между двумя различными звуками в музыке равно полутону. Так издавна повелось – каждый звук в музыке минимально можно изменить по высоте только на половину тона (повысить или понизить), и ни на один герц меньше. Ой, в те времена еще не знали слово “герц”, измеряющего частоту звука… Но ничего, мы-то об этом уже знаем!

Основной звукоряд (белые клавиши) по-простому называют иногда “чистыми звуками”, но расстояние между соседними  ступенями равно, в основном, одному тону, и только между парами “Ми-Фа” и “Си-До” оно равно полутону. Если ты посмотришь на рисунок выше, найдешь названные пары звуков на клавишах, то увидишь, что между белыми клавишами, подписанными “Ми” и “Фа”, а также “Си” и “До”, нет черных клавиш.

Можно сделать вывод, что черные клавиши – это промежуточные звуки между теми “чистыми звуками” (белыми клавишами, составляющих основной звукоряд), расстояние между которыми один тон. И это не вывод – это музыкальный закон! Если играть все клавиши последовательно – и черные, и белые вперемешку, – то каждая следующая клавиша будет изменять предыдущий звук на полтона.

На рисунке внизу условно нарисован гриф гитары, а между клавиатурой и грифом изображен нотный стан, на котором первые две ноты (До и Ре) являются как раз соседними звуками основного звукоряда и между ними расстояние – один тон. Поэтому между ними присутствует промежуточный звук (черная клавиша). То же самое мы видим и далее – между клавишами Ре и Ми имеется черная клавиша.

Звуки черных клавиш, в отличие от “чистых звуков” белых клавиш, называют “альтерированными звуками”. Они на имеют самостоятельных названий. Объясняется это тем, что в средние века название получили только звуки, наиболее тогда употребительные, то есть, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. А редко употребляемые черные клавиши стали носить названия ближайших белых с прибавлением слов “диез” или “бемоль“, например, Ре-диез, Ми-бемоль. А в нотном тексте такие ноты обозначаются специальными знаками:

# (диез) – повышает основную ноту (перед которой ставится) на полтона;

b (бемоль) – понижает основную ноту на полтона.

Диез и бемоль называются в нотном письме “знаками альтерации“.

Посмотри на рисунок и найди черную клавишу, находящуюся между звуками “Ре” и “Ми”. Нашел?

Эта черная клавиша имеет сразу два названия своего звука: “Ре-диез” и “Ми-бемоль”, потому что ближайшие звуки – “Ре” и “Ми”, от которых и может идти его название: по отношению к клавише “Ре” она находится выше (правее) и поэтому в этом случае звук называется “Ре-диез”, то есть на полутон выше звука “Ре”, а по отношению к клавише “Ми”, наоборот, она находится ниже (левее) и звук называется “Ми-бемоль”, то есть на полутон ниже звука “Ми”.

На рисунке эти два звука указаны на нотоносце (третья и четвертая ноты). И хотя графически ноты Ре# и Миb изображаются по-разному, но звук у них один и тот же. Такие звуки, имеющие разное название и по-разному изображаемые на нотах, носят название энгармоничных звуков.

На грифе гитары эти звуки сходятся на одном ладу (IV). К сожалению, на нашем инструменте невозможно как-то выделить альтерированные звуки. Напомню: между соседними ладами грифа расстояние – полутон. На рисунке “Ре” – на III ладу, а “Ре-диез” – на следующем, IV.

Если у кого-то возникнет вопрос: “Почему не назвать звуки черных клавиш по одному ближайшему “чистому” звуку, например, Ре-диез и на этом – баста”, то кратко отвечаю, что существует множество музыкальных дисциплин, например, гармония, которую будет невозможно изучать, если сделать так, потому что нарушатся многие законы… Как говорится, все продумано и менять ничего не стоит.
Пока по этой теме достаточно – переваривай!

Еще информация о знаках альтерации и их применении – на уроке 32.

Но перед этим нужно еще изучить следующий по порядку урок 31, где мы узнаем о прекрасном приеме изменения звука – вибрато.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Readers Comments (2)

  1. Бекар! Бекар забыли!

  2. Вы прекрасный учитель, все очень конкретно и понятно даже для дилетантов.

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!