Урок 3. Посадка классического гитариста и положение правой руки

Посадка гитариста

Изучение посадки гитариста и контроль ее правильности должны предшествовать любым практическим занятиям на инструменте.

Но сначала повторим прошлый урок

Прежде чем займемся темой “Посадка классического гитариста“, сделаем такую вещь: еще раз повторим практический урок №2,  все его упражнения, так же со счетом громко и четко вслух… А я пока послушаю музыку.

Слушаю

С метрономом

Продолжаем повторять пройденный урок! Теперь открой программку – лучш. метроном: –  и попробуй еще раз простучать упражнения из урока №2, но только уже с метрономом!

Пользование программой “Метроном”

Как пользоваться программой… Кликаешь надпись “лучш. метроном“. Закачивается программа и ты ее открываешь.

Перед тобой появится в отдельном окошке метроном, ты выбираешь нужный тактовый размер (“Simple Measure“) и темп (“Tempo“) и нажимаешь “Play“.

Начинается отстукивание долей: 1…2…3…4. Если выберешь в тактовом размере цифру 4, то будет четыре четверти, причем сильную долю (первую) метроном выделяет. Для тактового размера 3/4 нужно выбрать цифру 3.

Кроме звука, идет еще и визуальный контроль счета (красная мерцающая под счет лампа). Остановить его можно,  нажав на “Stop“! Сначала выбирай медленный темп.

Как только будешь готов к упр. 1, так нажимай на кнопку метронома “Play” и, немного послушав темп, привыкнув к нему, просчитай “раз…и…два…и…три…и…четыре…и…” (каждый элемент счета на один удар метронома) несколько раз!

Научившись считать под метроном, выполняй упражнение полностью. Сделав без ошибок первое, приступай ко второму и так до конца.

Если все понятно, то почему сидим? Вперед и с песней!

Мы играем на гитаре в сквере с друзьями

А теперь о посадке гитариста

Говоря о посадке гитариста-классика, нужно иметь в виду не только посадку для, допустим, ежедневных домашних занятий или для игры в концертном зале, но и игру, так сказать, в “экстремальных” случаях – на природе среди друзей, просто во дворе у дома и другое. Это бывает не часто, конечно, но от того, как ты проявишь себя на “близкой” тебе публике, может зависеть многое  в твоей судьбе как человека-музыканта.

Какие-то сбои на таких “мероприятиях” очень сильно ранят музыканта в психологическом плане… Подробнее об этом мы ещё будем говорить на наших уроках, поэтому не буду сейчас на этом останавливаться.

Классическая посадка

Раз мы уже заговорили о посадке для домашних занятий (в спокойной обстановке) и на концертах (когда это ещё будет!), то настоятельно рекомендую посадку, представленную на рис. 3-1  для мужчин и её женский вариант на рис. 3-2. Такая посадка так и называется - КЛАССИЧЕСКАЯ“.

Рисунок 3-1. “Классическая” посадка

По фотографиям выше хорошо видно, как нужно сидеть гитаристу-“классику” при домашнем и концертном (на выходе) музицировании.

Но я понимаю, что у многих, особенно, у молодых и горячих сердец, не всегда хватает терпения дослушать, досмотреть и дочитать до конца, то я все же остановлюсь на нескольких нюансах, касающихся посадки и которых, возможно, не видно на фотографиях.

1. Под левой ногой – подставочка (12-15 см высотой), на роль которой вполне сгодится маленькая скамеечка, коробка из-под обуви, на худой конец – кастрюлька вверх дном, а если и из этого ничего не нашлось под рукой (то бишь, под ногой), то можно приспособить стопочку книг или пустую стеклянную банку… Сам это проходил.

Для чего эта подставочка нужна? При постановке левой ноги на скамеечку колено оказывается приподнятым выше уровня бедра и корпус гитары, расположенный своей выемкой – “талией”- на этом бедре, не соскальзывает к колену. В таком положении гитара удобно лежит на твоем левом бедре и плотно прилегает к телу (ты с ней астрально объединяешься и, значит, дело пойдет). 

2. Корпус гитары – без заметного наклона и по отношению к полу перпендикулярен. Это значит, что ты, уважаемый ученик, не должен ни к себе гитару наклонять, ни – от себя. Гитарист сам чуть наклоняется вперед (я бы даже сказал – чуть склоняется над ней). Но сидеть нужно прямо, не сутулясь и не кривясь в линии позвоночника. Следи за этим строго, новички грешат кривой посадкой.

3. Правая нога отставлена в сторону и максимально свободна и не напряжена, развернута (не согнута) в колене (см. рис. 3-1). В таком положении правая нога не будет “затекать”. Запомни: правая нога совершенно не участвует в поддержке гитары, она служит чисто для придания равновесия и удобного положения гитариста.

Женщинам можно посоветовать несколько вариантов:

  • Мужская посадка (по рис. 3-1), но тогда женщина должна быть в длинном платье или в брюках.
  • По типу мужской посадки, с той лишь разницей, что правая нога отставляется не в сторону, а опускается вниз за счет сдвигания ступни назад, под стул, опираясь на носок.
  • С помощью специальной подставки под гитару (этим пользуются и мужчины), показанной на рис. 3-2:

Посадка женщины с подставкой под гитаруРИСУНОК 3-2. Женская посадка

Пока все, что на данном этапе обучения нужно знать о “классической” посадке. К этим рисункам мы еще вернемся позже и не раз.

Альтернативные посадки

Теперь же рассмотрим фотографию, помещенную чуть выше рис. 3-1, в начале разговора о посадке. Этот вид посадки я отношу к “экстремальным” посадкам (или “альтернативным”), т. е. в местах, где ты не станешь искать кирпич, чтобы подставить его под ногу. Вполне подходящее положение гитариста для аккомпанемента песне, а так же исполнения несложных пьес.

В этом случае гитара своей “талией” опирается на правое бедро, а гриф гитары опущен (если его поднять, то нужно будет придерживать гитару, т. к. ее равновесие нарушится, что совсем нехорошо, а из 2-х зол выбирают наименьшее).

На рис. 3-3 этот же способ можно рассмотреть получше.

Рис. 3-3. Одна из “экстремальных” посадок

Рассматриваемый способ рис. 3-3 неплох при более низком положении сидящего гитариста (на низком табурете, на бревне и другой подобной “мебели” туриста).

ВНИМАНИЕ!  Нужно понять основную цель посадки и достичь ее максимально: гитара должна быть так расположена для игры, чтобы она была в равновесии и устойчивости, достигнутом только ее положением на  бедре ноги и за счет веса лежащей на ее корпусе правой руки в положении “игра”. При отпускании грифа левой рукой (левая рука – прочь от гитары!) устойчивость инструмента не должна меняться!

Эта цель полностью достигается только при “классической” посадке.

Далее, на рис. 3-4 показан самый распространенный “экстремальный” способ посадки гитаристов, хоть  женщин, хоть мужчин.

Рис. 3-4. Распространенный “экстремальный” способ посадки

Способ рисунка 3-4 не так плох, но обязательно нужно запомнить, что правая нога перекидывается через левую и именно на бедре этой ноги располагается корпус гитары, но никак не наоборот. Хотя я видел и обратное…

Отрицательные моменты в такой посадке – та же низкая высота грифа (левой руке труднее играть) и “затекают” очень быстро ноги (циркуляция крови нарушается).

Наверное, на этом и закончим разбор посадок гитариста-“классика”. Положения типа “лежа”, ” у стены стоя”, “у стены сидя” и тому подобное мы рассматривать не будем. Думаю, в таких случаях ты и сам разберешься, где тебе удобней играть. Не правда ли?

Положение правой руки

Настала очередь затронуть такой вопрос, как  положение правой руки в состоянии игры на гитаре.

Признаюсь, сначала у меня была мысль разделить уроки: по способам посадки гитариста – один урок, по правой руке – другой урок. Но в дальнейшем я отказался от такой мысли.  Не разделимы, по моему мнению, эти два важнейших аспекта в обучении игре на гитаре. Если ты садишься с гитарой, то руки-то куда деть? А раз они у ученика имеются, то нужно прямо на одном уроке определиться и с посадкой, и с положением рук.

Правильность положения руки

Особенно нужно обратить внимание на правильность положения правой руки, т. к. гитара находится в равновесии именно благодаря, с одной стороны, опоре на бедро левой ноги, а с другой стороны, благодаря тому, что правая рука опирается на самую выпуклую часть корпуса гитары своим предплечьем чуть ниже локтевого сустава (см. рис. 3-1), тем самым как бы придерживая гитару и обеспечивая ей равновесие.

Следует учесть! – Мы сейчас говорим о положении руки с точки зрения”классической” посадки гитариста (рис. 3-1).

В основном, в этой “Школе” будем исходить именно из этой посадки, потому что нет никакой другой, более удобной. При таком положении гитарист свободно использует все технические приемы в игре и имеет доступ практически к любой точке на грифе гитары своей левой рукой, даже в самой высокой его части (в районах от 12 до 19 лада).

Пока договоримся, что левая рука у нас будет находиться на корпусе гитары, как это показано на рис. 3-5.

Рис. 3-5. Положение правой руки на данном этапе обучения

А как же левая рука?

Положение левой руки на грифе рассмотрим немного позже, в соответствующем уроке. А здесь о ней пока “забыли”. Она нам не мешает, а мы – ей. Договорились? То есть, пусть она будет в том же месте, где ее устроили в следующем видеоролике:

Описание постановки правой руки

Итак, правая рука. Как нам ее поставить?

Можно, конечно, ограничиться написанием следующего текста:

- положите правую руку чуть ниже локтевого сустава (предплечьем) сверху  на самую выпуклую часть корпуса гитары, как показано на рис. 3-1 и расположите пальцы на струнах в районе отверстия (“розетки”) в верхней деке. В таком положении мы и будем играть свои первые упражнения на гитаре.

Можно, но это – “халява” для автора и пустышка для ученика. Ученик-то не поймет, что ему просто не дорассказали о положении руки, можно сказать, не рассказали ничего, кроме того, где расположить руку для первых упражнений.

Правило для правой руки

А что при этом является правилом постановки руки, что нужно ощутить, какие ошибки можно допустить при этом и многого другого из нюансов положения правой руки этим текстом не донесли… Ученик думает, что так и надо, никаких хитростей нет. Положил руку –  и играй, чего же более?

Однако, скажу как педагог, что так не поступают, это не правильно с любой стороны. Одно дело, что преподаватель сам чего-то не понимает или не знает, хотя в наше время Интернета все можно наверстать и повысить свой профессиональный уровень.

Сейчас совсем другие требования к искусству игры на гитаре и поэтому только “Школами” гитаристов-классиков 19-20 веков не обойтись. Все меняется,  иногда на прямо противоположное.

Вот так же, например, как с правой рукой гитариста.

Посмотри, преданный ученик, на рис. 3-6 и рис. 3-7.

Рис. 3-6. Положение правой руки при игре по “старым” требованиям.

Рис. 3-7. Современная постановка правой руки.

Различие видно сразу. На рис. 3-6 изображено положение руки при игре, которое не далее как  15-17 лет назад (а где-то наверняка и до сих пор) повсеместно культивировалось в музыкальных образовательных учреждениях нашей страны и других странах. Такое положение руки еще называют “… по Ф. Тарреге”. В месте перехода от предплечья к запястью получается “излом”  прямой линии “предплечье-запястье”.

На рис. 3-7 такого “излома” нет. Кисть правой руки является естественным продолжением предплечья, они расположены по одной предполагаемой прямой, создается ощущение единого целого и убираются в связи с этим некоторые проблемы технического характера.

Современный подход в обучении гитариста

Положение правой руки рис. 3-7 является современным подходом к обучению игре на классической гитаре. Хотя следует отметить, что это не совсем так, все-таки такой аспект не является чисто современным, сегодняшним. О таком положении руки говорилось еще в далеких от нашего времени  “Школах…” Ф. Сора и Д. Агуадо.

Не берусь исследовать, почему не привилось в свое время такое положение руки, но что было – то было… О преимуществах современного положения правой руки мы поговорим подробней в уроке о звукоизвлечении.

Здесь же остается добавить лишь то, что при постановке правой руки не следует полностью переносить ее вес на корпус гитары в месте соприкосновения, так как это тоже дает эффект “переломанной руки”.

Нужно осознать, что правая рука при игре должна ощущаться как единое целое – плечо, предплечье и кисть. Недаром в некоторых “Школах…” предлагаются упражнения, которые нужно исполнять при положении правой руки вообще на весу, когда она не должна касаться вообще корпуса гитары. Мы тоже будем чуть позже выполнять такие упражнения, чтобы почувствовать руку (говорят еще “поставить ее”).

В заключение урока 3 необходимо потренироваться в правильной посадке гитариста-“классика” и одновременно в постановке правой руки.

Контроль правильной посадки

Еще одна “фишка”, как говорят молодые, на прощание: контроль правильной посадки – если провести перпендикулярную прямую линию (мысленно, естественно, глядя в зеркало) от своего подбородка до пола, то на этой линии должны сходиться, кроме подбородка, самая высокая часть корпуса гитары в месте соприкосновения ее с нашей грудью и колено опорной (левой) ноги, на бедро которой опирается гитара своей выемкой. Головка грифа при этом – чуть выше линии плеча.

Не стесняйся, мой дорогой ученик, поднять выше гриф гитары, потому что играть станет намного легче и удобней, причем, обеим рукам. А руки – это наш главный инструмент, без которого мы играть не сможем.

Обратите внимание на наш новый сайт с прекрасной гитарной музыкой во главе!

Музыка гитары на сайте

До встречи на уроке 4, на котором ты узнаешь о таком важном приеме звукоизвлечения на гитаре, как АПОЯНДО.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Readers Comments (15)

  1. Главное в постановки рук – отсутствие “зажимов”, естественность, учитывать индивидуальные особенности.Как известно, Джимми Хендрикс держал гитару наоборот. И это не мешало ему играть:)

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!