Урок фламенко 16. Хроматическая гамма: как прижимать струны на гитаре


Итак, освоив мини-пьесы урока 15, продолжаем наращивать технику игры игры по двум характерным приемам игры на гитаре фламенко: расгеадо и пикадо. На этом уроке коснемся только второго приема. Но если в технике правой руки все остается без изменений (положение кисти, техника удара с опорой и подготовка пальца к следующему звукоизвлечению с постановкой его на струну заранее), то для пальцев левой руки мы приготовили целое испытание.

Нам придется ощутить сегодня на себе, как играется хроматическая последовательность звуков, или просто – хроматическая гамма на гитаре. Играть хроматически – это значит, что все звуки играть подряд. Вот как выглядит наше упражнение на сегодня:

Ноты упражнения

Упр. Фламенко 16. Хроматическая последовательность звуков

Тут все понятно: играем на первой струне и звуки идут, начиная с открытой струны, вверх до IV лада (первый такт). Такое движение звуков называется восходящим движением (звуки всё выше и выше).

Далее, начиная с IV лада (второй такт), звуки возвращаются к открытой струне. Такое движение звуков называется нисходящим движением (от высокого звука к более низкому).

ПРАВАЯ РУКА: играется все приемом апояндо (пикадо).

ЛЕВАЯ РУКА.

Остановимся на технике исполнения упражнения пальцами левой руки. Как прижимать струны на гитаре, чтобы было правильно?

Ты знаешь, я очень долго думал, как преподнести этот урок… Рассказать так, чтобы было понятно, а упражнение играть с наибольшей эффективностью по освоению такого приема техники левой руки, как прижатие струн ударом “молоточек”, который является основным.

Дело в том, что преподаватель это упражнение на занятиях “вживую” дает целиком, оговаривая все нюансы техники и контролируя их. А как донести заочно самый важный прием прижатия струн и, тем более, контролировать правильность его выполнения? – Никак… Остается только надеяться, что ученик сам поймет важность момента для его дальнейшего успешного обучения и внимательнейшим образом отработает технику прижатия струн, следуя всем моим рекомендациям.

Однако, кроме надежд, я предпринял такой вариант объяснения урока, который облегчит его понимание.

Суть этого варианта в том, что усвоение материала я разделил на три практических этапа – два подготовительных (уроки 16 и 17) и основной (урок 18).

*** ВНИМАНИЕ!  Я бы не советовал сразу выполнять урок 18, пропустив или недостаточно усвоив уроки 16 и 17.

Итак, как же мы выполняем упражнение 16? Нужно привести весь свой потенциал внимания и сосредоточенности на счете, движениях пальцев правой и левой рук, а также на правильности посадки и положения рук. Настрой себя на состояние состояние наивысшей готовности читать, анализировать и пытаться делать правильно.

Счет этого упражнения: “раз и, два и, три и, четыре и, пять и” (обращаю внимание – в такте 5 четвертных долей).

Пальцы левой руки (их номера, согласно обозначениям) соответствуют номерам ладов, на которых они прижимают струны.

Поехали! В смысле, играем так:

  • Раз“. Палец M (средний) извлекает звук из открытой первой струны с опорой на вторую струну. Я НЕ ОГОВОРИЛСЯ: именно палец M начинает (в нотах ты видишь, что начинает палец I). В нотах – основной вариант выполнения упражнения, а мы сейчас выполняем подготовительный! Это нужно для того, чтобы облегчить тебе выполнение упражнения на первом, и так трудном для новичка, этапе. Кроме техники, данное упражнение развивает независимость действий пальцев левой руки от действий таких же пальцев правой руки. Если мы начнем игру с указательного пальца правой руки (I), то на счет “два” ты можешь растеряться, так как тебе нужно будет действовать: в правой руке средним пальцем (М), а в левой – указательным (1). У человека с рождения одноименные пальца на разных руках тесно связаны на бессознательном уровне и поэтому тебе не совсем будет комфортна такая раскладка пальцев на этом этапе выполнения упражнения. А играя пока предлагаемым вариантом, ты сможешь сосредоточиться на более важных моментах – технике левой руки, называемой “удар молоточком”.
  • И“. Палец “I” ставится на первую струну, глуша ее (мы это делали уже не раз при разборе техники апояндо), готовясь к звукоизвлечению. На этот же счет совместно с постановкой указательного пальца правой руки (I) нужно произвести прижатие струны указательным пальцем левой руки (1) на первом ладу грифа гитары. Сделать это нужно с небольшим размахом пальца (как в драке, например, размахиваются, чтобы удар был покрепче). Такое прижатие струн называется ударом “молоточек”. И это – основной прием прижатия струн при игре на гитаре (а также на балалайке, мандолине и других грифово-струнных инструментах). Но не увлекайся слишком долго широким замахом пальца (на первых порах, очевидно, без него не обойтись) и с приобретением точности и силы удара своди его почти на нет (у профессионалов он чуть заметен). Еще один плюс нашего упражнения – тренировка силы пальцев. Следи, чтобы пальцы левой руки не заваливались набок, к головке грифа – наружная плоскость ладони должна быть параллельна плоскости грифа. Пальца должны прижимать струны подушечкой своей последней фаланги под прямым углом к грифу. Большой палец располагается сейчас с обратной стороны грифа, поперек него и напротив первого металлического порожка (то есть, между указательным и средним пальцами левой руки).
  • Два“. Палец “I” (указательный) извлекает звук с прижатой на I ладу струны. Больше никаких действий на этот счет не производится. Стоит потренироваться с действиями пальцев до этого счета еще несколько раз, добиваясь   точного попадания указательного пальца левой руки по струне поближе к металлическому порожку первого лада и чистого звука, а потом продолжать урок.
  • И“. На этот счет нужно научиться слаженности всех движений пальцев правой и левой рук. Почти сразу же с началом движения пальца “М” к исходной для звукоизвлечения позиции (со второй струны к первой) происходит  замах среднего пальца с тем расчетом, чтобы ударом “молоточек” прижать первую струну на II ладу одновременно с постановкой пальца М на струну. Моменты начала стремительного удара “молоточком” пальца 2 и съем со струны пальца 1, до этого прижимающего струну на первом ладу абсолютно совпадают. То есть, пальцы меняются, двигаясь одновременно друг другу навстречу, как ножницы (только на этот раз прижатие струны происходит на следующем ладу).

Дальше происходящее повторяется до счета “Пять“.

  • На счет (пять) “И“. Палец 4 левой руки остается в положении прижатия струны на IV ладу, и единственное, что делается на этот счет – палец “I” правой руки ставится на струну для последующего звукоизвлечения первой ноты второго такта (этой нотой является повторение последнего звука первого такта).

Но мы на этом мы заканчиваем урок. Тебе нужно выполнить упражнение несколько раз и только в восходящем движении (первый такт).

Желаю успехов и терпения! Ничего страшного в упражнении нет. Ты в этом убедишься, начав его разбирать. Наш организм тоже любит слаженность и ты почувствуешь, как нужно сыграть. Страшнее читать рекомендации, чем есть на самом деле. Глаза боятся, а руки делают!

Встретимся на уроке 17.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Readers Comments (4)

  1. может и мне гитару купить когда то очень хотела научиться играть

  2. Александр 24 Январь, 2012 @ 16:21

    Учиться играть на гитаре хорошо и приятно, всегда можно создать красивую музыку.

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!