Если ты хорошо справляешься с предыдущими практическими упражнениями, то перейдем на следующий уровень техники «апояндо», который также внимательно нужно освоить, потому что эта техника основополагающая для исполнения многих штрихов в гитарной музыке и учебных упражнениях для развития пальцев правой и левой рук (гаммы, одноголосные пассажи и другое). Это — техника апояндо пальцами «i-m» на трех струнах гитары (1-я, 2-я и 3-я струны).
Сначала подробно разберем только первые два такта упражнения, а потом, в «Домашнем задании», упражнение будет в целом виде. Тебе это упражнение до следующего урока нужно будет внимательно проработать самостоятельно, опираясь на технику исполнения, которую мы сейчас рассмотрим на примере первых тактов.
Итак, начало упражнения 15-1:
Исходное положение правой руки: большой палец для опоры на протяжении всего упражнения находится на 6-й струне, упражнение начинает указательный палец (“i”), который уже стоит на первой струне, остальные пальцы правой руки – рядом с указательным, но струны не касаются (рис.15-1).
Не устану повторять о правильной постановке правой руки перед игрой:
1. округлость кисти;
2. большой палец с твоего угла зрения обязательно пересекает (перечеркивает) указательный палец;
3. плоскость кисти (наружная часть ладони) располагается параллельно плоскости струн (а не под углом, как бывает часто у невнимательных новичков).
На счет «раз» приемом «апояндо» извлекаем первый звук на 1-й струне и палец после этого опирается на 2-ю, соседнюю, струну.
На счет «и» на первую струну ставим палец “m” (средний), тем самым готовя его для извлечения следующего звука.
*ВНИМАНИЕ! Указательный палец остается стоять на опоре (2-й струне).
На счет «два» звук извлекает на первой струне палец “m” и также — движется для опоры ко 2-й струне. Но там уже нет указательного пальца, потому что он одновременно с движением среднего пальца (на счет «два») снимается с опоры ему навстречу к месту над первой струной.
На счет «и» указательный палец становится в исходное положение, то есть на 1-ю струну (подготовка к третьему звуку).
Вот так, чередуясь, строго по счету, до конца такта.
На последнем звуке происходит следующее изменение в движении пальцев.
На счет «четыре» извлекается звук пальцем “m”, как описано, а навстречу ему поднимается палец “i” (но останавливается палец “i” не над первой струной, а здесь же, над 2-й) и на счет «и» ставится снова на 2-ю струну, рядом со средним.
Это происходит из-за того, что во втором такте исполняются звуки второй открытой струны и уже на данный момент исходное положение пальцев «i» и «m» — 2-я струна.
При нисходящем движении (от 1-й струны ко 2-й и 3-й) старайся не изменять положение кисти правой руки, для этого нужно только чуть подвинуть за счет сгибания локтевого сустава ее ближе к большому пальцу, который, если помнишь, стоит у тебя для опоры на 6-й струне.
При движении от 3-й струны ко 2-й и первой (в восходящем движении) в тактах 4-6, наоборот, локтевой сустав разгибается, чтобы кисть могла без изменения своего положения (округлость, параллельность плоскости кисти и струн, «крест») перемещаться чуть вниз с каждым переходом на следующую струну.
Контролируй звуки и свою руку! Звуки должны быть чистыми и ровными, а на одной струне еще и одинаковыми. Кисть не должна менять своей правильной постановки.
Еще один важный момент: перед извлечением звука палец, его извлекающий, на момент действия напрягается (ты переносишь энергию на кончик этого пальца), а после извлечения ты сразу его расслабляй.
Я понимаю, что тебе сейчас трудно сосредоточиться и на счете, и на движения пальцев, и на движения кисти, и на процесс «напряжение-расслабление», но делать это все же можно. А самое главное – нужно.
Можно так, как вариант изучения упражнения:
на первом этапе только счет и движения руки и пальцев под этот счет;
второй этап – движение пальцев и процесс «напряжение – расслабление» пальцев (после того, как движения пальцев будут технически правильные).
А теперь «Домашнее задание».
1. Отработай технику «апояндо» на двух первых тактах упражнения 15-1 (до автоматизма, со счетом).
2. Выучи все упражнение 15-1.
Последнее указание: при движении в конце такта №3 на счет «и» (четыре «и») с 3-й струны ко второй палец “i” перемещается с опорной 4-й струны ко 2-й струне, на которой будет извлекать первый звук в такте №4. Вот как раз в этот момент и происходит перемещение кисти руки чуть вниз за счет разгибания локтевого сустава правой руки, о чем говорилось выше!
Тем самым не допускается, чтобы палец тянулся к нужной струне (в случае сильно распрямленного пальца при звукоизвлечении о хорошем звуке говорить не приходится).
На прощание хочется сказать, что, возможно, уроки кому-то покажутся слишком подробными и потому неисполнимыми по своим требованиям.
Но требований никаких нет. Это — мои рекомендации! Кто не желает, может их не выполнять, а выполнять упражнения как получится и двигаться дальше…
Я не против – пожалуйста. Таких гитаристов в мире миллионы, но они играют на кухне, сами для себя. А ты же решил всех удивить не по-детски. Тогда не унывай.
Например, данные упражнения дадут пальцам почувствовать струны, признать их своими, нарабатывают точность движений и четкость звуков. А это дорогого стоит… Сделав по уму (как надо) одно такое упражнение, ты опережаешь время и, просидев 3 дня над отработкой всех штрихов, получаешь результат, который продвигает тебя на месяцы вперед по сравнению с тем гитаристом, кто поверхностно занимается учебой.
Пока!
P.S. А здесь МИДИ упражнения. Играй в таком темпе, как в миди!
Изучив упражнение, переходи к уроку 16.
Вам спасибо!!! Очень доступные пояснения и очень содержательная начинка.