Квинтовый круг тональностей - отражение взаимосвязи аккордов | guitarbloknot.ru

Урок 11. Квинтовый круг тональностей


Продолжаем разбираться с тональностями и их аккордами, которые мы оставили для практических занятий  с аккомпанементом после урока 9.

Сегодня мы познакомимся, если еще не встречались никогда, с одним замечательным изобретением (другого слова не подобрать) музыкальных теоретиков, как квинтовый круг тональностей (более правильно, но длиннее он называется «квартово-квинтовый круг»), с помощью которого очень удобно изучать гармонию музыки, взаимосвязь аккордов той или иной отдельной тональности, а также аккордов параллельных тональностей.

Представляет он собой изображение схемы-круга. представленной на рисунке 11.1.

Квинтовый круг тональностей

РИСУНОК АКК-11.1. Квинтовый круг тональностей

На внешней (наружной) стороне круга располагаются мажорные тональности с вершиной — До мажором (С), а на внутренней — параллельные минорные тональности. В вершине, как мы видим находится параллельный До мажору аккорд ля минор (Am).

Известно, что наиболее близкими (родственными)  являются те тональности, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала в квинту (отсюда происходит название «квинтовый круг»). На круге, если двигаться от вершины (от До мажора) по часовой стрелке, то для каждой тональности следующей тональностью будет являться как раз тональность, отстоящая от нее на расстоянии квинты (см. рис. 11.1.) То есть, V ступень До мажора — тональность Соль мажор (G). В свою очередь, для тональности Соль мажора, если двигаться дальше по часовой стрелке, на расстоянии квинты находится тональность Ре мажор (D). И так далее, двигаясь по кругу, мы определяем, смотря на рисунок, V ступень любой тональности (а также доминанту для тоники).

Все сказанное справедливо и для минорных тональностей внутренней стороны круга.

Если от вершины мы будем двигаться против часовой стрелки по кругу, то каждая следующая тональность (или аккорд) отстоит от исходного в интервале квинты (IV ступень). То есть, для до мажора (тональности и аккорда) субдоминантой (IV ступенью) является (делаем шаг влево от До мажора) тональность (аккорд) Фа мажор (F).

Что нам это дает, мы рассмотрим на следующем уроке.

Твое дело теперь — переварить и понять до конца квинтовый круг.

Счастливо!


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Readers Comments (1)

  1. Евгений, спасибо за вопрос.
    Ответ можете получить по адресу http://guitarbloknot.ru/?p=6059
    Всего доброго!
    Егоров В.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.