Продолжаем практический урок по освоению аккомпанемента к песне группы «Битлз» «Желтая подводная лодка», начатый на прошлом занятии (Урок 9).
Для наглядности переношу сюда нотный пример из предыдущего урока с некоторым изменением в аккомпанементе в связи с обозначениями ударов медиатором (пика).
Принятые обозначения ударов пика по струнам в зависимости от направления:
- знак «П» обозначает удар пика по струнам сверху вниз (в нашем аккомпанементе именно такой удар);
- знак «V» обозначает обратный удар по струнам (снизу вверх). На практике этот удар производится не более чем по 3-4 нижним (тонким) струнам.
Аккомпанемент мало чем отличается от аккомпанемента большим пальцем, только мы производим его на этот раз пиком, то есть, играем медиатором.
— На счет «раз» (и «три») — удар пика от басовой струны (указанной в аккорде) вниз. Самая сложная задача здесь – это научиться попадать именно туда, откуда начинается движение пика. Но еще имеется сложность для тех, кто не играл до этого момента медиатором. Ему (медиатору) очень неуютно в таких руках, впрочем, как и рукам с ним. На первых порах старайтесь крепче держать пик и при ударе наклоняйте его под острым углом по направлению удара (схематично примерно так /. . . . . . при ударе от 6-й струны к первой, если принять точки за струны, а наклонную черту за плоскость пика перед извлечением аккорда). Вот как наклонная черта под острым углом находится над первой точкой, так примерно и пик в сторону удара наклоняется над шестой струной. И, кроме того, следует подлиннее сделать открытую часть пика, а иначе удару будут мешать пальцы. В таком положении пик не будет «спотыкаться» о струны при неуверенном движении правой руки новичка-«пикадора». Но приобретать уверенность движений все-таки нужно.
— На счет «два» (и «четыре) — глушение струн, как и в предыдущем уроке, но в этот раз будем глушить струны только ребром ладони правой руки (одним приемом, без глушения большим пальцем).
При игре пиком звуки должны быть ярче и громче, в том числе и звуки щелчков при глушении струн.
Не забывать вовремя менять аккорды, причем, даже в случаях смены аккордов, приходящих на долю заглушенных струн. Нужно в учебных целях не облегчать себе задания, а усложнять. В дальнейшем такой подход к учебе окупится сторицей.
Тренируйтесь до следующего урока, на котором мы узнаем о таком важном понятии, как квинтовый круг тональностей, без которого начинающему аккомпаниатору не обойтись. И обязательно повторять теорию! Она нам просто необходима для дальнейшего развития.

Спасибо, за подробный и качественно поданный урок! «Выграв» его, выучив до автомата, можно говорить о следующем шаге.
всегда хотел научиться играть. Надеюсь это мне пойдет на пользу