Рок-урок 1. Нотная грамота для первых уроков


Обратите внимание на наш новый сайт с прекрасной гитарной музыкой во главе! Чтобы перейти на него – нажмите на логотип:

Лого сайта

Что нужно обязательно знать начинающему рокеру (в будущем, конечно, – крутому рокеру), чтобы как можно быстрее приблизить миг славы, хотя бы пока среди своей тусовки? Нет, не пару убойных роковых риффов или соло. Это скучно!

Нам нужна НОТНАЯ ГРАМОТА для первых уроков, а потом, по ходу обучения – все остальное к этой же опере, но маленькими порциями. Не криви лицо – без нотной грамоты в наших условиях мы не сможем ничего толкового сделать для будущей славы. Это нужно понимать.

Итак, первое, что ты должен узнать – это нотный стан (нотоносец):

Рисунок нотного стана (нотоносца)

Он нужен для того, чтобы писать на нем ноты. В зависимости от того, на какой линеечке (или между какими линеечками) нотного стана написана нота, мы узнаем, как называется эта нота. Например, нота Ми 1-й октавы должна быть написана на 1-й линейке нотного стана. Об октавах поговорим позднее, не будем останавливаться.

А вообще, нотоносец имеет пять линеек (на рисунке они обозначены как 1-я, 2-я и так далее). Причем линейки нотного стана считаются снизу вверх. Высота звука (ноты) также  увеличивается снизу вверх. Поэтому на 5-й линейке звук более высокий, чем на всех остальных. На первой линейке, следовательно, звук самый низкий.

Ноты могут записываться как на самих линейках нотоносца, так и между ними:

Ноты на нотном стане

Партия гитары записывается в нотном ключе, называемым “Скрипичным ключом” или ключом “Соль“. Вот как он пишется:

Скрипичный ключ "соль"

Этот ключ пишется в начале каждого нотоносца и обозначает, что на нотном стане вторая линейка – это место для ноты СОЛЬ 1-й октавы. Зачем это пишется? Чтобы различать нотоносцы, для какого они инструмента и какие на них ноты по высоте. Вернее, нотоносец сам по себе не отличается, но вот без ключа будет непонятно, какие на нем ноты записаны и для какого инструмента. Кроме ключа “Соль”, в котором пишутся партии гитары (кроме бас гитары), партия правой руки фортепиано, баяна и аккордеона и многих других инструментов, имеются и другие ключи, например ключ “Фа” для инструментов, звучащими басовыми (низкими) звуками.

Если мы посмотрим ещё раз на рисунок выше,  то заметим, что ключ своим завитком как бы охватывает 2-ю линейку нотоносца. Как, увидел?.. Это и значит, что нота  Соль пишется на 2-й линеечке нотного стана в скрипичном ключе.

Кроме того, ноты могут располагаться не  только на самом нотном  стане, а под ним и даже  над ним на коротеньких таких линеечках, как вот здесь:

Такие коротенькие линеечки называются добавочными линейкамиОни могут присутствовать только при появлении  нот,  которые нужно обозначить на добавочных линейках.

А нот,  которые записываются на добавочных линейках гораздо больше ( в разы), чем тех, которые записываются на основных, длинных,  линейках нотного стана ( примерно в 7 раз). В гитарных нотах  эта цифра поменьше, конечно,  т.к. диапазон гитары меньше, чем диапазон звуков (нот), например, фортепиано.

Добавочные линейки также, как и основные,  имеют свои  названия-счёт, например,  “первая добавочная линейка над (или под) нотным станом”,  “вторая…” и т.д. Но свою нумерацию они начинают от нотного стана (это нужно запомнить!):

На  рисунке выше обозначена нота, находящаяся на 2-ой добавочной линейке над нотоносцем.

На рисунке ниже – нота, находящаяся под 3-ей добавочной линейкой под нотоносцем:

Надеюсь, что здесь всё понятно.  Вот такой он, нотоносец, который наводит “ужас” на взрослых и детей без разбору… 

    НОТЫ –  Это знаки, передающие одновременно длительность и, находясь на нотном стане,  высоту звука. Сама по себе нота, без нотного стана, передаёт информацию только одну – длительность звука  ( неопределённого, не имеющего высоту ). Эта же нота, но на нотном стане,  уже имеет точно определённую высоту и название (До, Ми или др.):

На рисунке выше – звук (даже не нота),  имеющий  “целую длительность” –  (4 счёта).

На рисунке ниже – уже полное название:  целая нота Ля  2-ой  октавы:

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТНота – это,  в первую очередь, звук, который может звучать очень коротко, как, например, возглас “Ой!” при отдергивании руки от горяченного предмета, или может звучать долго, как крик “А-а-а-а”, когда неуправляемые лыжи несут начинающую лыжницу вниз по склону и неизвестно, что там за бугорком. Представил, уважаемый ученик?

Так вот,  ноты – это те же звуки (только музыкальные), которые имеют в том или ином произведении своё, чаще строго определённое время звучания – от доли секунды до нескольких секунд. Хотя нужно оговориться, что в музыке длительность нот измеряется не секундами, а счётом:   нота на 2 счёта, нота на 1 счёт и т.д.

Почему? – Да всё просто: длительность 1 счёта (если перевести в секунды) зависит от темпа произведения.  Если темп быстрый, то и счёт быстрый – гораздо короче секунды! А если вещь “медляк”, то и счёт, соответственно,  ведётся медленно – равен секунде, а то и гораздо длиннее её. Если бы 1 счёт всегда равнялся отрезку времени в 1 секунду, то были бы тогда большие проблемы с обозначением длительностей нот и написаний произведений, а так же и с исполнительством!

Подробней про  темп музыкального произведения смотри дальше по тексту. Значит,  выяснили, что 1 счёт в музыке – совершенно относительная единица времени, но она существует в основе нашей темы – “длительность нот”. Смотрим рисунки нот различной длительности:

Теперь итоговая таблица соотношений пройденных  длительностей нот:

Прокомментирую вышеприведённую таблицу длительностей нот.  Выясняется, что во главе семейства нот стоит целая длительность (4 счёта).  К ней -то и привязаны все остальные длительности, именно от целой длительности они и получили свои названия:  половинные, четвертные.

Легко запомнить,  сколько, например, нот определённой длительности равны в сумме длительности целой ноты (4 счёта).  Ответ – в  их  названии:

– половинные ноты – 2 ноты (2 половинки, как известно, составляют одно  целое);

– четвертная нота – 4 ноты в целой.

Пока на этом остановимся и на практике потренируемся и запомним пройденный теоретический  материал.

А теперь все выучи и приходи на следующий рок-урок.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!