Урок фламенко 3. Посадка гитариста фламенко и положение правой руки


Прежде чем займемся выяснять, какова же посадка фламенко, сделаем такую вещь:  еще раз повторим практический урок №3,  все его упражнения, так же со счетом громко и четко вслух… А я пока послушаю музыку.

СЛУШАЮ

Продолжаем повторять пройденный урок! Теперь открой программку – metronm 2:-  и попробуй еще раз простучать упражнения из урока №2, но только уже с метрономом!

Как пользоваться программой… Кликаешь надпись “metronm 2″.  В открывшемся окне кликнуть METRON.EXE.  Выпадет предупреждение, кликнуть “Извлечь все”, потом везде “Далее” и “Готово”. В открывшемся последнем окне нажимаешь  на логотип с подписью “METRON.EXE” и “Выполнить”. Перед тобой открывается метроном и начинает отстукивать счет:   1…2…3…4. Останови его,  нажав на “Pause” (но только не на”Stop”!). Теперь нужно выбрать самый медленный темп, для этого сдвигаешь мерцающий ползунок до упора влево “Largo”.

Как только будешь готов к упр. 1, так нажимай на кнопку метронома “COUNT” и, немного послушав темп, привыкнув к нему, просчитай “раз…и…два…и…три…и…четыре…и…” (каждый элемент счета на один удар метронома) несколько раз!

Научившись считать под метроном, выполняй упражнение полностью. Сделав без ошибок первое, приступай ко второму и так до конца.

Если все понятно, то почему сидим?  Вперед и с песней!

—————————————————————————————–

Теперь о Главном на этом уроке.

Есть несколько видов посадки гитариста,  исполняющего музыку в стиле фламенко,  или  “токаора”, как в Испании их называют (от испанского “toque” – игра на гитаре музыки фламенко). Традиционная посадка показана на рис. Фламенко 3-1.

Рис. Фламенко 3-1. Традиционная посадка гитариста фламенко

Нюансы посадки:

1. Посадка фламенко сильно отличается от посадки классического гитариста. Классическая посадка не подходит для игры музыки фламенко.

2. В традиционной посадке фламенко нужно так расположить гитару на правом бедре (см. рис.3-1), чтобы,  положив правую руку на диаметрально противоположную опоре часть гитары (обечайку в самой широкой  выпуклости корпуса), она оказалась в равновесии без участия другой, левой руки. Сразу скажу, с ходу будет трудно сделать это, поэтому стоит немало времени потренироваться.

3. Стул должен быть подобран, чтобы высота его не превышала длины  ног от пола до колена (чтобы гитара не “съезжала”).

4. Ступни расположены ровно, чуть на расстоянии друг от друга, ноги не напрягаются.

5. Спина, плечи и шея так же не напряжены, прямые. Небольшой угол наклона к гитаре допустим.

6. Между грудью и задней декой гитары должен быть небольшой зазор.

 А чтобы убедиться, что такая посадка действительно вполне рабочая, предлагаю посмотреть видео, где гитарист как раз играет с использованием именно традиционной посадки.

СМОТРИМ ВИДЕО (для просмотра, возможно, понадобится необходимый видеоплеер)

Потренируйся, мой настырный посетитель :). Только не сердись, если в первый день мало что получится… Завтра будет лучше. Наверняка есть люди, которые вообще не понимают, как можно держать в равновесии гитару при таком положении, да еще и играть! Но терпение и труд… Молодец, знаешь всем нам любимые пословицы!

Следующая посадка, представленная на рис. Фламенко 3-2, называется “модерн”, она более современная. Нам ее здесь демонстрирует известнейший во всем мире гитарист,  который бывал с концертами и в нашей стране, причем недавно – Пако де Люсия!

Рис. Фламенко 3-2. Посадка-“модерн”

И, чтобы было понятней, наш гитарист фламенко – Валерий Чайкин!

Рис. Фламенко 3-3. Посадка “модерн”

Посадка «модерн» – самый распространенный в наше время вариант положения гитариста фламенко при игре как на сцене, так и вне сцены.

Для более полного закрепления пройденного материала о посадке «модерн» предлагаю посмотреть видео с концерта, где эта посадка представлена играющим гитаристом и, думаю, у тебя не останется вопросов по этому поводу.

СМОТРИМ ВИДЕО-2

Для игры на гитаре фламенко вполне подходит посадка, представленная на рис.3-4. Такое положение гитариста не менее распространено, чем «модерн», причем, так сидят и многие гитаристы-классики.

Рис. Фламенко 3-4. Музыку фламенко можно играть и при такой посадке

Я так же выбрал для игры фламенковских вещей именно эту посадку. Она мне ближе еще со времен изучения классической гитары и поэтому мне не нужно менять положение, если играю для кого-то «сборный» репертуар – вперемешку классические произведения с музыкой фламенко.

Что касается постановки правой руки, то, в общем-то, она не отличается кардинально от постановки правой руки при игре на классической гитаре.

Признаюсь, сначала у меня была мысль разделить уроки:  по способам посадки гитариста – один урок, по положению правой руки – другой урок. Но в дальнейшем я отказался от такой мысли.  Неразделимы, по моему мнению, эти два важнейших аспекта в обучении игре на гитаре. Если ты садишься с гитарой, то руки-то куда деть? А раз они у ученика имеются, то и нужно прямо на одном уроке и определиться и с посадкой, и с положением рук. Особенно важно положение правой руки, так как гитара находится в равновесии именно благодаря, с одной стороны, опоре на бедро левой ноги, а с другой стороны, благодаря тому,  что правая рука опирается на самую выпуклую часть корпуса гитары своим предплечьем чуть ниже локтевого сустава (см. рисунки), тем самым как бы придерживая гитару и обеспечивая ей равновесие.

Пока договоримся, что левая рука у нас будет находиться на корпусе гитары, как это показано на рис. 3-5.

Положение правой и левой рук

Рис. Фламенко 3-5. Положение правой и левой рук при первоначальных занятиях

Итак, правая рука. Как нам ее поставить? Можно, конечно, ограничиться написанием следующего текста:

- положите правую руку чуть ниже локтевого сустава (предплечьем) сверху  на самую выпуклую часть корпуса гитары, как показано на рис. 3-5  и расположите пальцы на струнах в районе отверстия (“розетки”) в верхней деке. В таком положении мы и будем играть свои первые упражнения на гитаре.

Посмотри следующее видео:

Можно ограничиться этим, но тогда такое объяснение – просто “халява” для автора и пустышка для ученика. Ученик-то не поймет, что ему просто не дорассказали о положении руки, можно сказать,  не рассказали ничего, кроме где расположить руку для первых упражнений.

А что при этом является правилом постановки руки, что нужно ощутить, какие ошибки можно допустить при этом и многого другого из нюансов положения правой руки этим текстом не донесли… Ученик думает, что так и надо, никаких хитростей нет. Положил руку –  и играй, чего же более?

Однако, скажу как педагог, что так не поступают, это не правильно с любой стороны. Одно дело, что преподаватель сам чего-то не понимает или не знает, хотя в наше время Интернета все можно наверстать и повысить свой профессиональный уровень. Сейчас совсем другие требования к искусству игры на гитаре.  Все меняется,  иногда на прямо противоположное. Вот так же, например, как с правой рукой гитариста.

Посмотри, преданный ученик, на рис. 3-6 и рис. 3-7.

Рис. Фламенко 3-6. Так не всегда правильно держать кисть правой руки

Рис. Фламенко 3-7. Вот такое расположение правой руки соответствует современным требованиям

Рис. Фламенко 3-7. Вот такое расположение правой руки соответствует современным требованиям

Различие видно сразу. На рис. 3-6 изображено положение руки при игре, которое не далее как  15-17 лет назад (а где-то наверняка и до сих пор) повсеместно культивировалось в музыкальных образовательных учреждениях нашей страны и других странах. Такое положение руки еще называют “… по Ф. Тарреге”. В месте перехода от предплечья к запястью получается “излом”  прямой линии “предплечье-запястье”.

На рис. 3-7 такого “излома” нет. Кисть правой руки является естественным продолжением предплечья, они расположены по одной  предполагаемой прямой, создается ощущение единого целого и убираются в связи с этим некоторые проблемы технического характера. Положение правой руки рис. 3-7 является современным подходом к обучению игре на гитаре. Хотя следует отметить, что это не совсем так, все-таки такой аспект не является чисто современным, сегодняшним. Гитаристы фламенко всегда так играли, в классической школе гитары о таком положении руки говорилось еще в далеких от нашего времени  “Школах…” Ф. Сора и Д. Агуадо.

Не берусь исследовать, почему не привилось в свое время такое положение руки в классической гитарной школе, но что было – то было.

О преимуществах современного положения правой руки мы поговори подробней в уроке о звукоизвлечении.

Здесь же остается добавить лишь то, что при постановке правой руки не следует  полностью  переносить ее вес  на корпус гитары в месте соприкосновения, так как это тоже дает эффект “переломанной руки”. Нужно осознать, что правая рука при игре должна ощущаться как единое целое – плечо, предплечье и кисть. Недаром в некоторых  “Школах…” предлагаются упражнения, которые нужно исполнять при положении правой руки вообще на весу, когда она не должна касаться вообще корпуса гитары. Мы тоже будем чуть позже выполнять такие упражнения, чтобы почувствовать руку (говорят еще “поставить ее”).

Однако следует сказать, что при исполнении некоторых, специфических только для гитары фламенко, приемов игры (пулгар, альсапуа, пикадо), которые не используются в классической гитаре, положение кисти  правой руки может занимать иное положение. Но об этом мы будем говорить позже, в соответствующих разделах и уроках «Основ…».

А пока закончим этот урок тем, что было бы неплохо потренироваться в правильной посадке гитариста-“фламенко” и  одновременно в  постановке правой руки.

И только после этого можно переходить к УРОКУ 4.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Readers Comments (15)

  1. Замечательное преподавание!

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!