Урок 87. Мелодические украшения (мелизмы)

О мелизмах

Пришло время рассказать и свести в один урок теоретический материал о таком понятии в исполнительской практике музыкантов, как мелизмы. Они представляют собой отдельные группы небольших мелодических оборотов, которые украшают собой основную мелодию музыкальной пьесы. Следует отметить, что встречаются эти украшения не только в мелодии, но зачастую и в басах, и в других сопровождающих основную мелодическую линию голосах.

Возникнув в вокальной музыке (греческое melos – песни, мелодия), мелизмы с XVII века получили широкое распространение и в инструментальных композициях. Закоренившиеся в музыкальной практике устойчивые “формулы” мелизмов дают возможность изображать их в нотном письме условными знаками.

Ю. Булучевский, В. Фомин. “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, Ленинград, “Музыка”, 1988 г.

Вот эти группы мелизмов, которые сохраняют своё значение до сих пор в музыкальной литературе:

  • форшлаги
  • группетто
  • мордент
  • трели

Опишу кратко эти группы и приведу нотные примеры.

Форшлаги

Наиболее распространённая группа мелодических украшений, используемая в гитарном исполнительстве. Состоит из одного или нескольких звуков, которые играются перед основной нотой, причём, в основном, за счёт её длительности. Название произошло от немецкого vorschlag (предудар).

Различают два типа форшлага.

  • Короткий форшлаг, исполняемый в классической музыке за счёт последующей (основной) ноты; записывается перечёркнутыми нотами мелкого начертания. Например, одиночный форшлаг:
Форшлаг и нота

Рис. 87-1. Короткий форшлаг

А так выглядят форшлаг из двух звуков:

Форшлаг из двух звуков

Рис. 87-2. Короткий форшлаг двойной

В случае примера, приведённого на рис. 87-2, все звуки играются приёмом легато, начиная с первого форшлага. И наоборот, форшлаг и основной звук примера рис. 87-1 извлекаются пальцами правой руки раздельно.

В более поздней или современной музыке, в зависимости от характера пьесы, стиля и традиций исполнения подобных произведений, короткий форшлаг может исполняться как за счёт последующей, так и предыдущей основной ноты. Например, такой пример:

Короткий форшлаг

Рис. 87-3. Короткий форшлаг за счёт длительности предыдущей ноты

Как видим из приведённых примеров, длительность этого типа форшлагов очень короткая, поэтому и название их – “короткие форшлаги“.

  • Другой тип форшлагов отличается от первого, разобранного нами только что выше, тем, что они исполняются только за счёт основной ноты, забирая примерно половину от их длительности. Отсюда название этого типа – “долгие форшлаги“. Например:
Неперечеркнутый форшлаг

Рис. 87-4. Долгий форшлаг

Еще такие мелодические украшения называют “неперечёркнутыми форшлагами”, в отличие от коротких (“перечёркнутых форшлагов”). Такие названия возникли от способа их изображения в нотном тексте: короткие форшлаги перечеркиваются, как мы видели в примерах рис. 87-1 и 87-2, а долгие – нет (пример рис. 87-4).

На рис. 87-3 форшлаг также следовало бы перечеркнуть, но иногда можно встретить и такое написание. Опять же – музыкант может сам разобраться, кокой форшлаг ему сыграть.

Группетто

Этот вид мелизмов происходит от итальянского gruppetto (маленькая группа), а состоят эти мелодические украшения из нескольких звуков в группе, включая основной и два вспомогательных (ближайшие верхний и нижний от основного). Количество звуков в группетто – 4 или 5. Обозначается группетто таким знаком:

Знак группетто

Вот нотный пример использования знака:

Мелизмы: группетто

Из примера становится понятно, что группетто – не что иное, как обыгрывание основного звука (в данном случае звука “До“). Обыгрывать основную ноту можно или начиная с верхнего ближайшего звука, как в данном примере – с “Ре“, или же с нижнего (с ноты “Си“). В последнем случае в нотном тексте знак группетто будет перечёркнут, что означает обыгрывание основного звука с нижней ноты.

В нотной литературе часто можно встретить знак группетто, стоящий не строго над нотой, как в выше приведённом примере, а между двумя соседними на одну ступень нотами. В этом случае нужно квинтолью обыграть оба звука, между которыми стоит знак группетто, начиная с ноты, которая стоит перед знаком. Вот как на следующем рисунке:

Вариант группетто между нотами

Если бы в этом случае между нотами стоял перечёркнутый знак группетто, то обыгрывание начиналось бы точно с такой же ноты (в данном примере с “До“), но следующим звуком следовало бы брать нижнюю ноту “Си“, а потом двигаться вверх к ноте “Ре” (через “До“) и закончить группу опять же нотой “До“.

Нужно запомнить: перечёркнутое группетто – это обыгрывание с участием в первую очередь нижней вспомогательной ноты!

Иногда группетто располагается между звуками одной и той же высоты. Тогда данный мелизм нужно играть из четырёх звуков, но первым из них является основная нота!

Вариант группетто

Бывают случаи, когда знак группетто располагается между двумя нотами, находящимися друг от друга в большем интервале, чем одна ступень. Само собой разумеется, что обыграть оба звука не представляется возможным именно такой нотной фактурой (с участием ближайших вспомогательных нот), поэтому в таком случае расшифровать нотную запись следует как то же самое группето с участием четрех звуков, начинающееся со вспомогательного звука, но исполняется оно во второй половине длительности первой ноты:

Группетто на вторую половину длительности основного звука

И напоследок: как альтернатива перечёркнотому группетто встречается перевёрнутый знак группетто, обозначающий, что обыгрывание основного звука нужно начинать с нижнего вспомогательного звука. Вот эти знаки в равной по смыслу паре:

Группетто перевернутое и перечеркнутое

Да! Чуть не забыл: если нужно альтерировать (бемоль-диез) какие-то звуки из вспомогательных, то над знаком группетто ставят соответствующий знак альтерации,  если нужно изменить верхний вспомогательный звук, а под группетто – для нижнего вспомогательного звука:

группето с бемолем и диезом

Информации по группетто много и как-то запутанно на первый взгляд, не правда ли? Это не страшно, так как для гитары такой мелизм – редкость в нотной записи, но знать нужно!

Мордент

Знаки этого мелизма также, как и знаки всех остальных групп мелодических украшений, бывают перечёркнутыми и неперечёркнутыми. Например:

Мордент представленного примера – неперечёркнутый. На следующей картинке – перечёркнутый мордент, да ещё и со знаком альтерации над собой:

Мордент (итал. mordente — кусающий, острый) – это мелодический оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) — на третий звук. Приведённые примеры полностью подтверждают такк ое утверждение.

Знак альтерации над мордентом указывает на изменение вспомогательного звука.

Различают ещё двойной мордент. В отличие от выше описанных одинарных (или простых) мордентов он состоит из 5 звуков:

Двойной мордент также, как можно догадаться, бывает перечеркнутый, в котором в качестве дополнительного звука играется нижняя вспомогательная нота.

По сравнению с группетто, мордент встречается в гитарных партиях достаточно часто, особенно в классических пьесах.

Трели

Наряду с мордентом частым мелизмом в гитарных классических произведениях присутствует трель.

Трель представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков. Трель обозначается либо только начальными буквами tr от итальянского слова trillare (дребезжать, колебать), либо так: Трель. Обозначения ставятся всегда над нотой. Указанная в нотном тексте длительность основного звука как раз и определяет продолжительность звучания трели:

трель в музыке

Часто уместно в конце трели вставить противоположный от основного звука вспомогательную ноту (в примере ниже – вместо ноты “До” – нижний вспомогательный звук “Ля” (основной звук в примере “Си“. Этот оборот носит название нахшлаг и являлся чуть ли не обязательным в музыке вплоть до XVII века. Правда, он никак в нотах не обозначался, но предполагался в игре трели:

Трельный оборот

Нахшлаг придаёт трели более завершённое действие.

Имеются примеры, когда трель нужно начинать не с основной, а со вспомогательной ноты. В таких случаях рядом с основной нотой подписывается дополнительная нота меньшего масштаба (типа форшлага):

Трель

Если в трель вводится альтерированный вспомогательный звук, то это указывается в нотном тексте рядом с обозначением трели, например так: tr# или #tr.

При написании урока частично использовался материал с сайта “Теория музыки“.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!