Само собой разумеется, что двумя-тремя упражнениями натуральные флажолеты на гитаре до блеска освоить невозможно, а потому решил создать данный практический урок, насыщенный различными упражнениями на этот счёт.
Для удобства восприятия некоторых упражнений (например, гаммообразных и самих гамм), чтобы можно было контролировать звуки слуховым аппаратом, я добавлю к уже рассмотренным на предыдущем уроке способам обозначения флажолетов ещё один, часто применяемый не в нотном тексте, а в табулатурной записи. В этом случае цифры ладов в табулатуре, на которых берутся флажолеты, просто заключают в скобки. Например, флажолет на 12 ладу какой-либо струны будет выглядеть так:
<12>
Соответственно, флажолет на 7 ладу:
<7>
Внимание! Нужно обратить внимание на такую запись:
<+3>
Такая запись означает натуральный флажолет, который нужно взять на указанной струне не строго над третьем металлическим порожком грифа гитары, а чуть дальше в сторону четвёртого лада. Где на самом деле зазвучит флажолет в этом случае, зависит от индивидуальной гитары, от её качества и точности разметки грифа. Немного поэкспериментировав, можно без труда найти это место.
Для информации: стого над порожком звучат только те флажолеты, если в данном месте струна делится на ровное число отрезков. Например, над 12-м металлическим порожком струна делится на два одинаковых отезка (наполовину), над 7-м порожком — на три равных отрезка, над 5-м порожком — на четыре равных отрезка. Над 3-м порожком струна не делится на равные отрезки, поэтому обертон в этом месте не образуется. Но если сместить место соприкосновения чуть выше или ниже порожка, то в первом случае струна разделится на 6, а во втором — на 7 равных отрезка и мы получим соответствующие звуки!
Следовательно, вполне возможен вариант и такой записи в табулатуре:
<-3>
А теперь нужно выучить упражнение 1:
Обозначение 8va—- над нотным текстом означает, что при игре звуки будут получаться на октаву выше написанного (в данном случае мы ориентируемся на табулатуру). Если бы табулатуры не было, то это обозначение указывало бы музыканту, что играть следует на октаву выше написанных нот.
Кстати, в таком примере без табулатуры мы не можем догадаться о том, что играть нужно флажолетами (над нотами нет никаких знаков, указывающих на это, Harm., например). Если только не включим голову и не поймём, что сыграть такие высокие звуки, начиная с ноты «Ре» во втором такте и заканчивая нотами всего третьего такта, на гитаре без флажолетов просто невозможно из-за ограниченности её диапазона! На классической гитаре самый высокий звук «Си» третьей октавы (первая струна, XIX лад). Поэтому ни «Ре«, ни «Ми«, не говоря уже о «Фа-диез» четвёртой октавы мы сыграть без флажолетов не имеем технической возможности.
Упражнение 1 можно играть пальцами правой руки m-i, а левой — пальцем 1 на седьмом ладу и пальцем 3 (или 4, как второй вариант при повторении) на двенадцатом.
В упражнении 2 можно потренироваться брать флажолеты над редко используемыми для этой цели ладами — III и IV:
Упражнение 2
Если получатся неплохие звуки при разучивании упражнения 2, то я поздравляю с хорошей гитарой и качественной настройкой! Кроме того, получив качественный звук флажолетов на редко используемых ладах, можно быть спокойным за флажолеты традиционных мест взятия (XII, VII и V лады).
И теперь подряд нужно разучить следующие упражнения для успокоения совести… Шучу. Учить — обязательно! Все до конца, но не сразу. Можно сочетать эти упражнения с прохождением других уроков курса.
Маленький этюд послужит «контрольным выстрелом»!)) Если в конце концов удастся сыграть его такими же ясными флажолетами, как в звуковом файле, то мастерство — налицо.
В этюде сочетаются обычные ноты с флажолетами. Попробуйте его выучить наизусть.
Be the first to comment