Урок 82. Натуральные флажолеты

Теория флажолетов

Пришла пора рассмотреть (и научиться ему, естественно) такой специфический приём звукоизвлечения на струнных инструментах, дающий необычный звук, похожий на звучание флейты. Этот приём называется “флажолет” (это слово со старофранцузского языка так и переводится – “флейта”).

Флажолеты бывают натуральные и искусственные. На этом уроке мы разберём натуральные флажолеты.

Чтобы не быть голословным, предлагаю послушать звучание натуральных флажолетов на примере следующего видеоролика. Правда, исполнитель мог бы и почище их сыграть (или гитару взять позвонче и покачественней), но всё же хоть что-то, чем ничего…

На щипковых струнных музыкальных инструментах (в том числе гитаре) флажолеты, являющиеся ничем иным, как обертонами, получающимися в результате легкого прикосновения пальцев левой руки к струнам в местах их деления на более короткие отрезки, звучат особым тембром – холодно-прозрачным, звенящим.

Чаще всего для получения натуральных флажолетов на гитаре используются следующие точки деления струны:

  • XII лад (делит струну на 2 части); звук флажолета звучит на октаву выше основного тона открытой струны
  • VII лад (делит струну на 3 части); флажолет звучит на 9,5 тонов выше открытой струны (“чистая дуодецима”, как называют такой интервал, состоящий из октавы и чистой квинты)
  • V лад (делит струну на 4 части); в этом случае флажолет звучит на две октавы выше открытой струны.

Все же остальные части струны (1/5, 1/6, 2/5, 2/7 и так далее), в точках которых в принципе также можно получить флажолеты, мы не будем рассматривать. Только на очень качественных инструментах такие флажолеты можно услышать.

Вот на рисунке ниже обозначены ноты истинного звучания флажолетов на вышеназванных ладах гитары. Однако не забывайте, что гитара звучит на октаву ниже написанных нот (в том числе и флажолеты).

Натуральные флажолеты на гитаре

Как видим из рисунка, чем меньше отрезок струны от её целой части в точке касания для извлечения флажолета, тем выше получаемый звук. Для примера возьмём флажолеты, получаемые на 6-й струне и посмотрим, какие звуки мы получаем, извлекая флажолеты в обозначенных точках:

  • XII-й лад делит струну на 2 части (отрезок до точки извлечения составляет 1/2 части струны) и звук флажолета – Ми 1-й октавы.
  • VII-й лад – это отрезок 1/3 части струны; звук флажолета в этом месте – Си 1-й октавы.
  • V-й лад – 1/4 часть струны, звук флажолета здесь – Ми 2-й октавы.

Простая физика: чем меньше длина струны,  тем выше частота её колебания (т.е. звук выше). Если мы тронем 6-ю открытую струну, то получим основной её тон (звук Ми малой октавы), на октаву ниже, чем дополнительный тон (обертон), получаемый при извлечении флажолета над XII ладом (звук Ми первой октавы).

Из теории звуков известно, что при колебаниях струны звучит не только её основной тон, который мы желаем получить. Вместе с целой частью струны (открытая или прижатая  на каком-либо ладу струна) начинают звучать все её кратные отрезки, образуя нежелательные дополнительные тона, которые и называются обертонами.

Представляете себе, какую какафонию мы могли услышать, если бы все эти обертоны звучали также явственно, как и основной тон?! Но, к счастью, в таком случае обычный человеческий слух мало воспринимает эти дополнительные призвуки, можно сказать, что мы не замечаем нежелательные звуки из-за их слабости.

А вот в случае с флажолетами, когда мы начинаем слышать тот или иной обертон, получается следующее: легко касаясь струны, например, над порожком XII-го лада, мы глушим основной тон открытой струны и оставляем звучать (выделяем звучание) обертона, получаемого из колебания её отрезка, равном 1/2 части от целой струны.

Примечательно то, что флажолеты всех струн, получаемые над XII ладом, по своей высоте равны звукам, взятым путем обычного их прижатия на XII ладу. Если вы ничего не поняли из последнего предложения, значит, вы не поняли вообще ничего! Перечитайте данный урок с самого начала… Вот цитата из текста выше:

На щипковых струнных музыкальных инструментах (в том числе гитаре) флажолеты, являющиеся ничем иным, как обертонами, получающимися в результате легкого прикосновения пальцев левой руки к струнам в местах их деления на более короткие отрезки, звучат особым тембром – холодно-прозрачным, звенящим.

Дело в том, что по высоте-то звуки одинаковые, но по тембру – совершенно разные. Флажолеты напоминают звуки флейты, а не гитары. Это, соответственно, расширяет художественные возможности инструмента. Это, во-первых. Во-вторых, флажолеты расширяют и высотный диапазон гитары. Например, на обычной классической гитаре нельзя взять ноты выше Си 3-й октавы (а на многих 18-ладовых гитарах – только Си-бемоль 3-й октавы). С помощью флажолета над V ладом первой струны мы получаем даже ноту Ми 4-й октавы. А флажолет над IV ладом этой же струны даёт нам ещё более высокий звук – Соль-диез четвертой октавы.

Как правильно брать флажолеты, то есть – техника их исполнения

На этом уроке не будет каких-то специальных упражнений на отработку натуральных флажолетов, а также пьес и этюдов для разучивания. Всё, что нам нужно будет делать – учиться извлекать флажолеты сначала над XII ладом, потом – над VII ладом, и в последнюю очередь – над V ладом.

Не спешите переходить и не перемешивайте указанную последовательность тренировки. Легче всего понять технику извлечения флажолетов и получить хорошие звуки можно именно над XII ладом. Нетрудно работать и с флажолетами над VII ладом (но только после отличных результатов получения флажолетов над XII ладом).

С непривычки пытаться что-либо путного услышать над V ладом забудьте и думать, если не пройдены два первых этапа.

Левая рука

То, что нужно делать пальцами левой руки, нельзя назвать обычной практикой. Мы ими будем не прижимать струны к грифу гитары для извлечения звуков, как привыкли до этого, а только слегка касаться их в нужных точках.

Для начала будем пытаться извлекать флажолеты только безымянным пальцем левой руки (пальцем 3, если не забыли) на первой струне над XII ладом.

Важно!

  1. Прикасаемся к струне подушечкой выпрямленного пальца (не кончиком подушечки, а её внутренней, противоположной ногтю стороной). Нельзя давить на струну, только слегка коснуться!
  2. Точка касания – строго над металлическим порожком XII-го лада. Точно над порожком (у стандартной классической гитары этот порожек находится прямо на границе начала верхней деки). Ни в коем случае не пытайтесь извлекать флажолет, касаясь струны где-то в районе между порожками или чуть в стороне от порожка двенадцатого (а в дальнейшем седьмого или пятого) лада – это не приведёт ни к чему.
  3. Извлекаем звук пальцем правой руки (см. ниже) и сразу же снимаем палец левой руки со струны, к которой касались, давая при этом “разогнаться” звуку флажолета. Время снятия пальца со струны регулируется слухом, добиваясь, чтобы звук извлеченного натурального флажолета был чистым, прозрачным и ярким. При тренировке каждому станет понятен механизм взаимодействия звукоизвлечения флажолетов.

Правая рука

Здесь ничего нового, извлекаете звук обычным способом, в момент, когда палец левой руки коснулся нужной струны. Ясно, что хороший флажолетный звук получается в основном лишь правильными и точными движениями пальцев левой руки, от правой руки зависит только координация начала звукоизвлечения с действиями правой руки.

Успехов в обучении и хороших флажолетных звуков!



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!