Урок 1. Нотная грамота вкратце


Обратите внимание на наш новый сайт с прекрасной гитарной музыкой во главе! Чтобы попасть на его страницы – нажмите на логотип: 

GuitarMuzon.ru

Нотная грамота не страшнее азбуки

Надеюсь, ты не пропустил наши вводные уроки классической гитары? Если нет, то ты – молодец и мы найдем взаимопонимание. Приступаем к урокам, к которым нужно отнестись с уважением: ты будешь уважать гитару и она тебе ответит тем же.

Почему для многих страшна нотная грамота?  Непонятно совсем. Это легче азбуки…

Там, в общей школе, когда мы изучаем азбуку в 5-6-летнем возрасте, мы ещё не умеем ЧИТАТЬ. А потому всё приходится показывать буквально “на пальцах”. А здесь, при изучении нотной азбуки, когда мы все уже “профессора” в чтении и писании по латинице или кириллице, делов-то – читай и запоминай.

А-а, понятно, – мы, заодно, научились ещё и лениться…  Но придется потрудиться все-равно, если хотите научиться играть по-серьёзному на гитаре. Ничего не поделаешь… Любишь кататься – люби и саночки возить! 

Для чего нужна музыкальная грамота

Без музыкальной грамоты и элементарной теории музыки нам будет трудно понять друг друга. Об этом как раз и ведется разговор в статье “Скрипичный ключ сдает свои позицииПридется время от времени “грызть гранит науки”, наряду с  “перепиливанием”  грифа гитары и ломанием пальцев рук. Не против? Тогда о самом главном, понемногу, но понятно.

 Итак, начинается нотная грамота

Начнем нотную грамоту с нотоносца (нотного стана) и того, что к нему прилагается.

Нотный стан

Выглядит он так:

Нотный стан (или “нотоносец”) – это 5 параллельных линеек на всю ширину листа, на которые записывают НОТЫ. Линейки нотоносца начинаются снизу, то есть, считается , что нижняя линейка нотного стана – это “1-я линейка”, далее – выше – “2-я линейка” и так далее.

Ноты могут располагаться как на самих линейках нотного стана, так и между ними:

А кроме того, как видим, несколько нот расположились  нена самом нотном стане, а под ним и даже над ним на коротеньких таких линеечках, как вот здесь:

Добавочные линии нотного стана

Такие коротенькие линеечки называются добавочными линейками. Они могут присутствовать только при появлении  нот,  которые нужно обозначить на добавочных линейках.

А нот, которые записываются на добавочных линейках, гораздо больше (в разы), чем тех, которые записываются на основных, длинных,  линейках нотного стана (примерно в 7 раз). В гитарных нотах  эта цифра поменьше, конечно, так как диапазон гитары меньше, чем диапазон звуков (нот) фортепиано.

Добавочные линейки также, как и основные,  имеют свои  названия-счёт, например,  “первая добавочная линейка над (или под) нотным станом”,  “вторая…” и так далее. Но свою нумерацию они начинают от нотного стана (это нужно запомнить!):

На  рисунке выше обозначена нота, находящаяся на 2-ой добавочной линейке над нотоносцем.

На рисунке ниже – нота, находящаяся под 3-ей добавочной линейкой под нотоносцем:

Надеюсь, что здесь всё понятно. Вот такой он, нотоносец, который наводит “ужас” на взрослых и детей без разбору…

Есть вопросы? Задай на Е-мэйл (см. “Обо мне“).

Ноты

Ноты – это знаки, передающие одновременно длительность и, находясь на нотном стане (нотоносце),  высоту звука. Сама по себе нота, без нотоносца, передает информацию только одну – длительность звука  (неопределённого, не имеющего высоту). Эта же нота, но на нотоносце,  уже имеет точно определённую высоту и название (До, Ми или др.):

На рисунке выше – звук (даже не нота), имеющий “целую длительность” –  (4 счёта).
На рисунке ниже – уже полное название:  целая нота Ля 2-ой  октавы:

Музыкальный ключ

Правда, здесь нужно ещё ввести понятие “Ключа нотного стана“. Известно, что ноты для различных инструментов пишутся в своём ключе. Иногда они сильно отличаются. Например, партии классической, рок и фламенко гитар пишутся в Скрипичном ключе:

Этот ключ ещё называется “КЛЮЧ СОЛЬ“, потому что он указывает, где в этом ключе находится нота “Соль” 1-ой октавы.  Если мы посмотрим ещё раз на рисунок выше, то заметим, что ключ своим завитком как бы охватывает 2-ю линейку нотоносца. Как, увидел?.. Это и значит, что нота “Соль” пишется на 2-й линеечке нотного стана в скрипичном ключе.

Длительность нот

Нота – это, в первую очередь, звук, который может звучать очень коротко, как, например, возглас “Ой!” при отдергивании руки от горяченного предмета, или может звучать долго, как крик “А-а-а-а”, когда неуправляемые лыжи несут начинающую лыжницу вниз по склону и неизвестно, что там за бугорком. Представил, уважаемый ученик?
Так вот, ноты – это те же звуки (только музыкальные), которые имеют в том или ином произведении своё, чаще строго определённое время звучания – от доли секунды до нескольких секунд. Хотя нужно оговориться, что в музыке длительность звуков измеряется не секундами, а счётом: нота на 2 счёта, нота на 1 счёт и т.д.
Почему? – Да всё просто: длительность 1 счёта (если перевести в секунды) зависит от темпа произведения. Если темп быстрый, то и счёт быстрый – гораздо короче секунды! А если вещь “медляк”, то и счёт, соответственно, ведётся медленно – равен секунде, а то и гораздо длиннее её. Если бы 1 счёт всегда равнялся отрезку времени в 1 секунду, то были бы тогда большие проблемы с обозначением длительностей звуков и написанием произведений, а так же и с исполнительством!
Подробней про темп музыкального произведения смотри дальше по тексту.
Значит, выяснили, что 1 счёт в музыке – совершенно относительная единица времени, но она существует в основе нашей темы – “длительность нот”. Смотрим рисунки нот различной длительности:

Теперь итоговая таблица соотношений пройденных  длительностей:

Прокомментирую вышеприведённую таблицу длительностей. 

Выясняется, что во главе семейства нот стоит целая длительность (4 счёта). К ней-то и привязаны все остальные длительности, ведь именно от целой длительности они и получили свои названия: половинные, четвертные.

Легко запомнить, сколько, например, нот определённой длительности равны в сумме длительности целой ноты (4 счёта). Ответ – в  их  названии:

  • половинные ноты – 2 ноты (2 половинки, как известно, составляют одно  целое);
  • четвертная нота – 4 ноты в целой.

Пока на этом остановимся и на практике потренируемся и запомним пройденный теоретический  материал.

 Если что непонятно – свяжитесь со мной через Е-mail: cм. страничку“Обо мне”, ссылку на которую я дал выше.

 А теперь переходи к уроку-2, где попрактикуемся с музыкальным счетом.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Readers Comments (11)

  1. Спасибо, Ксения! Как хорошо вы мне помогаете, а главное – всё правильно!

Leave a comment

Your email address will not be published.

*



Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!