Изучаем нотную грамоту | guitarbloknot.ru

Урок 1. Нотная грамота вкратце


Обратите внимание на наш новый сайт с прекрасной гитарной музыкой во главе! Чтобы попасть на его страницы — нажмите на логотип: GuitarMuzon.ru

Надеюсь, ты не пропустил наши вводные уроки классической гитары? Если нет, то ты — молодец и мы найдем взаимопонимание. Приступаем к урокам, к которым нужно отнестись с уважением: ты будешь уважать гитару и она тебе ответит тем же.

Нотная грамота не страшнее азбуки

Почему многие ученики страшатся нотной грамоты?  Непонятно совсем. Это легче азбуки.

Там, в общей школе, когда дети изучают азбуку в 5-6-летнем возрасте, они ещё не умеют ни читать, ни писать. А потому учителям всё приходится показывать буквально «на пальцах». Здесь же, изучая нотную азбуку, когда ученики все уже «профессора» в чтении и писании по латинице или кириллице, делов-то — читай и запоминай.

Хотя понятно — учиться лень.  Но придётся потрудиться всё равно, если хотите научиться играть по-серьёзному на гитаре. Ничего не поделаешь. Любишь кататься — люби и саночки возить! 

Для чего нужна музыкальная грамота

Без музыкальной грамоты и элементарной теории музыки нам будет трудно понять друг друга. Об этом как раз и ведется разговор в статье Скрипичный ключ сдает свои позицииПридется время от времени «грызть гранит науки» наряду с «перепиливанием» грифа гитары и ломанием пальцев рук. Если не против, тогда начнём говорить о самом главном — понемногу, но понятно.

Итак, начинается нотная грамота

Начнем нотную грамоту с нотоносца (нотного стана) и того, что к нему прилагается.

Нотный стан

Выглядит нотный стан (на нём музыка записывается всяческими знаками от нот до скобочек, дуг и «фонарей») следующим образом:

Нотный стан (нотоносец) — это 5 параллельных линеек на всю ширину листа, на которые записывают ноты. Линейки нотоносца начинаются снизу, то есть считается, что нижняя линейка нотного стана — это «1-я линейка», линейка выше — «2-я линейка» и так далее.

Ноты могут располагаться как на самих линейках нотного стана, так и между ними:

Как видим, несколько нот расположились  не внутри нотного стана, а под ним и даже над ним на коротеньких таких линеечках, как вот здесь:

Эти коротенькие чёрточки называются добавочными линейкамиОни могут присутствовать только при появлении нот,  которые нужно обозначить именно на них.

А звуков, которые записываются на добавочных линейках, гораздо больше (примерно в 7 раз), чем находящихся внутри нотного стана. В гитарных нотах эта цифра, конечно, поменьше, так как звуковой диапазон гитары не такой широкий, как на фортепиано.

Добавочные линейки так же, как и основные, имеют свои порядковые номера, например: «первая добавочная линейка над (или под) нотным станом», «вторая» и так далее. Но свою нумерацию они начинают от нотного стана (это нужно запомнить):

На  рисунке выше обозначена нота, находящаяся на 2-й добавочной линейке над нотоносцем.

На рисунке ниже — нота, находящаяся под 3-й добавочной линейкой под нотоносцем:

Надеюсь, здесь всё понятно.

Вот такой он, нотоносец, наводящий «ужас» на взрослых и детей без разбору.

Ноты

Ноты — это знаки, передающие одновременно:

  • длительность музыкальных звуков;
  • высоту звуков.

Однако для того, чтобы передать высоту, нота должна находиться на нотном стане. Сама по себе нота (без нотоносца) передает информацию только одну — длительность звука  (неопределённого, не имеющего высоты). Эта же нота, но на нотоносце, уже имеет точно обозначенную высоту и название («до первой октавы», «ми малой октавы» или другие):Нота в пространстве
На рисунке выше — звук (даже не нота), имеющий целую длительность (4 счёта).
На рисунке ниже — уже полное название: целая нота «ля второй октавы»:

Музыкальный ключ

Правда, здесь нужно ещё ввести понятие «Ключа нотного стана». Известно, что ноты для различных инструментов пишутся в своём ключе. Иногда они сильно отличаются. Например, партии классической, рок и фламенко гитар пишутся в Скрипичном ключе:

Этот музыкальный знак ещё называется «ключ Соль», потому что указывает, где в этом ключе находится нота «соль» первой октавы.  Если мы посмотрим ещё раз на рисунок выше, то заметим, что ключ своим завитком как бы охватывает 2-ю линейку нотоносца. Это и значит, что нота «соль» всегда пишется на 2-й линейке нотного стана в скрипичном ключе.

Длительность нот

Нота — это в первую очередь звук, который может звучать очень коротко, как, например, возглас «Ой!» при отдёргивании руки от горяченного предмета. Или может звучать долго, как крик «А-а-а-а», когда неуправляемые лыжи несут начинающую лыжницу вниз по склону и неизвестно, что там за бугорком. Представил, уважаемый ученик?

Так вот, ноты — это те же звуки (только музыкальные), которые имеют в том или ином произведении своё — чаще строго определённое — время звучания: от доли секунды до нескольких секунд. Хотя нужно оговориться, что в музыке длительность звуков измеряется не секундами, а счётом: нота на 2 счёта, нота на 1 счёт и так далее.

Если возникает вопрос, почему это так, то здесь всё просто: длительность 1 счёта (если перевести в секунды) зависит от темпа произведения. Если темп быстрый, то и счёт быстрый — гораздо короче секунды. А если вещь «медляк», то и счёт, соответственно, ведётся медленно — равен секунде, а то и гораздо длиннее её. Если бы 1 счёт всегда равнялся отрезку времени в 1 секунду, то были бы тогда большие проблемы с обозначением длительностей звуков и написанием произведений, а так же и с исполнительством.
Подробней про темп музыкального произведения смотри дальше по тексту.

Значит, выяснили, что 1 счёт в музыке — совершенно относительная единица времени, но она существует в основе нашей темы — «длительность нот». Смотрим таблицу обозначений и соотношения нот различной длительности:

Соотношение длительностей нот

Целая нота длится 4 счёта, она — самая длинная. Названия остальных длительностей музыкальных звуков исходят от дробления целой ноты на равные части: 1/2, 1/4, 1/8 и так далее.
 
Половинная нота длится 2 счёта. По времени звучания она в 2 раза короче целой ноты.
 
Четвертная нота длится 1 счёт. По времени звучания этот звук в 4 раза короче целой ноты (и в 2  раза короче половинной).

Теперь итоговый вид соотношений пройденных  длительностей:

Прокомментирую вышеприведённую таблицу длительностей. 

Выясняется, что во главе семейства нот стоит целая длительность (4 счёта). К ней-то и привязаны все остальные длительности, ведь именно от целой длительности они и получили свои названия: половинные, четвертные.

Легко запомнить, сколько, например, нот определённой длительности равны в сумме длительности целой ноты (4 счёта). Ответ — в их названии:

  • половинные ноты — 2 ноты (2 половинки, как известно, составляют одно целое);
  • четвертная нота — 4 ноты в целой.

Пока на этом остановимся, а на практике потренируемся и запомним пройденный теоретический  материал.

 А теперь переходи к уроку-2, где попрактикуемся с музыкальным счетом.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Readers Comments (1)

  1. Здравствуйте, Лариса! Всё здесь правильно. Дело в том, что вы сами плохо разобрались. Нижняя цифра «1» в тактовом размере 8/1 означает целую ноту (вспомните, что в тактовом размере показывает длительность одной доли?). То есть тактовый размер 8/1 можно перевести на понятный язык так: «В такте содержится восемь (цифра 8) целых нот (долей). Цифра 1 означает целую долю. А вообще-то, не стоит здесь обращать внимание новичку на тактовый размер (в редакторе действительно по-другому не напишешь в одном такте стандартного тактового размера восемь целых нот). Но я вам скажу, что такой тактовый размер вполне возможен, как и все другие. Нет в нём никаких нарушений теории.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.