Топ распространённых ошибок гитариста | guitarbloknot.ru

15. Распространённые ошибки начинающих гитаристов


На днях я вдруг подумал, просматривая свои уроки на сайте с целью их ревизии, не упустил ли я чего важного. И ведь обнаружил «косяк»! Сейчас объясню, какой.

Исправим недочёт

И в уроках, и в отдельных статьях дано много разных полезных советов для начинающих гитаристов. Как по вопросам организации занятий, так и по технике игры. Разумеется, я обозначил по отдельности и распространённые ошибки, допускаемые новичками с самого начала обучения игре на гитаре, а вот объединить их в один список не удосужился. В этом и заключается мой недочёт. На этой странице хочу исправить его.

Топ 7 ошибок начинающих гитаристов

Я приведу список всего лишь 7 самых распространённых ошибок в технике игры на классической гитаре, которые встречаются практически у каждого новичка.

Почему именно 7 ошибок? Я разочарую тех, кто подумал о чём-то вроде «магического числа» или «цифры счастливчиков». Всё более прозаично: за время моего преподавания — а это более 35 лет уже — я не мог не заметить и не выделить потом тех ошибок, которые проявлялись снова и снова как у новичков, так и у тех, кто уже, казалось бы, давно избавились от них. Этих ошибок (или привычек) набралось ровно семь. Я назвал их «наиболее вредоносными» для гитариста.

Ошибка (и привычка) первая

Неправильная посадка, в частности гриф гитары слишком низко расположен, иногда практически параллелен полу.

Как должно быть (именно для классической гитары!)? Головка грифа располагается примерно на уровне левого плеча (для «правши»), а наклон линии грифа по отношению к горизонту — под углом от 40 до 45 градусов. Это оптимально. Следующая картинка демонстрирует правильное положение грифа гитары при игре на классической гитаре.

Расстановка пальцев на грифе гитары. Правильное расположение грифа гитары

Следующее изображение демонстрирует очень плохое положение грифа гитары при игре.

Плохое положение грифа при игре на классической гитаре

Пример, конечное, немного утрирован, но идея становится понятной. Так держать гитару-классику ни в коем случае нельзя. Это мешает правильно располагаться на грифе гитары пальцам левой руки, ограничивая тем самым свободу их движения. И даже если гриф своей линией будет параллелен поверхности пола − всё равно такое положение считается ошибкой.

Ошибка (и привычка) вторая

Основание ладони правой руки прижимается к верхней деке гитары. Однако считается ошибкой и другой вариант, когда основание запястья (на сгибе) хотя и не прижимается (не опирается) к деке, но очень близко размещается к ней.

Получается, что место сгиба запястья не выпуклое, как требуют правила постановки правой руки, а, наоборот, вогнутый, что считается грубой ошибкой гитариста. Любые неестественные углы на линии от плеча до кончиков пальцев в дальнейшем могут приводить к повышенным напряжениям и переутомлению правой руки.

Вот как должна находиться правая играющая рука:

Правильное положение кисти правой руки гитариста при игре

А вот следующего варианта положения кисти правой руки следует с самого начала избегать:

Неправильное положение ладони правой руки при игре на гитаре

Ошибка третья

Полное игнорирование специальных устройств для музыкантов, причём не только полезных для начинающих, но и для вполне состоявшихся гитаристов.

Здесь имеются в виду следующие бесценные помощники для любых музыкантов:

  • метроном;
  • средство точной настройки музыкального инструмента (например, электронный тюнер).

Эти устройства должны всегда стоять на виду в том месте, где идут занятия. Перед началом урока гитара настраивается по тюнеру или камертону, а перед каждым выполнением упражнений включается в работу метроном. Это должно стать правилом для новичка и контрольным средством для продвинутого музыканта. Без точной настройки инструмента нельзя развить свой музыкальный слух и правильно настроить гитару при отсутствии тюнера (батарейка села!), а без правильного счёта под метроном ровность игры будет сильно «хромать», чувство ритма также развиваться не сможет.

Ошибка (и привычка) четвёртая

Расположение свободных пальцев левой руки над струнами слишком высокое.

Понять, о чём сейчас идёт речь, нам помогут изображения ниже.

− Фото 1. Правильное расположение пальцев левой руки (у правшей) при игре на гитаре. У тех, кто зажимает струны на грифе гитары правой рукой (у левшей), всё будет, конечно, наоборот.

Держать пальцы на грифе гитары нужно низко над струнами

На фото 1 подсвечены жёлтыми крестиками пальцы левой руки, которые в данный момент прижимают струны (то есть пальцы 2 и 4 − средний и мизинец). Указательный и безымянный пальцы свободны, поэтому находятся над струнами. Но расстояние от струн до подушечек свободных пальцев − минимальное (3-5 мм). Вот этого и нужно добиваться при отработке первых упражнений для пальцев левой руки.

− Фото 2. Держать пальцы левой руки высоко над струнами − плохая привычка, которую лучше в себе не развивать, так как потом исправлять эту техническую ошибку будет гораздо сложней, нежели обходить её сразу, с первых же уроков.

Плохая привычка − держать свободные пальцы над струнами в левой руке слишком высоко

На фото 2 явно видно, что прижимает струну только один палец − указательный. Остальные три пальца, свободные от прижатия струн на грифе гитары, подняты слишком высоко над струнами. А мизинец ещё, похоже, находится уже за нижней линией грифа, что ещё больше усугубляет ошибку (пальцы должны всегда располагаться над плоскостью грифа, а не под ней).

Ошибка (и привычка) пятая

При изучении аккордов неправильная последовательность расстановки прижимающих струны пальцев руки. Для правшей это − левая рука, для левшей, играющих нестандартным образом, − правая.

Эту неприятность также можно разъяснить с помощью изображения на примере аккорда До мажор.

Как правильно расставить пальцы для аккорда До мажор на гитаре

В чём суть ошибки новичков при расстановке пальцев для взятия того или иного аккорда? Так как начинающим музыкантам нелегко поставить аккорд одновременным движением всех пальцев, то они поначалу расставляют пальцы поочерёдно, кому как удобно. При этом правильно это сделать ни у кого из них не получается. Чаще всего происходит следующее: ученики, например, аккорд До мажор, что представлен на изображении выше, ставят в такой последовательности пальцев: сначала ставят указательный палец, затем − средний, далее − безымянный.

Такой способ в этом случае абсолютно противоположен правильным действиям. На рисунке поставлены номера правильной очерёдности при постановке этого аккорда:

  1. первым ставится безымянный палец (на нём стоит цифра 1);
  2. вторым нужно поставить средний палец (цифра 2);
  3. в последнюю очередь устанавливается указательный палец (цифра 3).

А объясняется это тем, что обычно смена аккордов происходит на удар по струнам сверху вниз (на рисунке направление удара указано стрелкой), поэтому для того, чтобы успевать поставить аккорд, нужно опережать направление удара на доли секунды последовательной расстановкой пальцев по направлению движения правой руки, а не навстречу ей. То есть всегда нужно ставить аккорд, начиная с верхних струн (с баса), а не наоборот − снизу вверх. В том числе это относится и при игре арпеджио (перебором), при котором в большинстве случаев сначала берётся бас, а уже потом перебираются все другие струны. Но есть и редкие исключения, где не всегда расстановку аккорда удобно производить в строгой последовательности от баса вниз. В аккордах с баррэ в первую очередь ставится баррэ, а затем расставляются остальные пальцы.

Ошибка (и привычка) шестая

Обучение игре на гитаре (и соответственно в дальнейшем − сама игра) на расстроенном либо неправильно настроенном инструменте. Такое явление особенно распространено у самоучек, которые не придают этому особого значения (по причине незнания, разумеется, тяжести последствий такого безответственного отношения к музыкальным звукам и гармонии в целом).

— Что значит выражение «расстроенный инструмент»?

В результате неумелых действий новичка по настройке струн гитары в строгое соотношение высоты звуков между ними Играй на настроенной гитареприводит к тому, что разучиваемые пьесы, этюды или простые мелодии звучат иногда абсолютно не так, как ожидает ученик. Особенно это заметно при разучивании мелодий популярных произведений или песен. Как говорится, получается «ни в склад ни в лад». Другими словами, это явление можно назвать нарушением строя гитары.

— Что такое «неправильно настроенный инструмент»?

Такое выражение означает здесь настройку струн не на ту высоту звуков, на которую они должны настраиваться стандартным образом:

  • первая струна − на ноту Ми первой октавы;
  • вторая струна − на Си малой октавы;
  • третья − на Соль малой октавы;
  • четвёртая − на Ре малой октавы;
  • пятая − на Ля большой октавы;
  • шестая − на Ми большой октавы.

Но при этом не следует забывать, что в нотном письме все эти звуки записываются на октаву выше (для удобства записи партии гитары).

Неправильно настроенные струны звучат либо чуть выше, либо, наоборот, ниже стандартного их звучания. Например, если первую струну настроить на ноту Ре первой октавы, то она будет звучать на один тон ниже стандарта, а если на Фа, то струна будет звучать уже выше стандарта на полутон. Соответственно и все другие струны будут звучать ровно настолько же выше или ниже, что и первая. При этом звуковое соотношение в настройке будет правильным, так как гитарист ошибочно либо намеренно изменил лишь высоту звуков, не нарушая строй гитары в целом, а это значительно лучше, нежели в случае расстроенного инструмента.

Но и в первом, и во втором случае у начинающего музыканта формируется неправильное музыкальное (звуковое) мышление, с которым ему будет трудно развиваться и теоретически, и практически. Например, он не сможет быть хорошим импровизатором, так как не сумеет предугадать правильное развитие нужных звуков по причине того, что не знает их «на слух». Вывод − всегда проверяйте настройку гитары, чтобы привыкать к правильному её звучанию. Допускается настраивать гитару ниже или выше стандартного строя только в случае аккомпанемента под пение («под голос» певца).

Ошибка (и привычка) седьмая

Слишком большие усилия, прикладываемые левой рукой для прижатия струн. Излишнее напряжение в левой руке при игре на гитаре очень отрицательно влияет на успешное овладение инструментом: рука быстро устаёт от перенапряжения, что нередко вынуждает новичка прекратить занятия уже через несколько минут. Кроме того, от чрезмерных усилий на струны кончики пальцев сильнее болят, также мешая занятиям.

Правильное расположение указательного пальца при взятии баррэ на гитареОсобенно неоправданно сильные усилия кистью левой руки предпринимаются при взятии баррэ, но в этом технически сложном приёме чаще всего изначальной виной всему является неправильное положение указательного пальца, прижимающего сразу несколько струн. В результате звучание прижатых струн получается некачественным, музыкант пытается исправить положение, но делает это не тем способом, каким следовало бы. Вместо того, чтобы изменить положение пальца по отношению к струнам, сдвигая его поперёк грифа чуть вниз или вверх в попытке найти такое положение, когда все звуки полноценно зазвучат, он увеличивает силу прижатия струн к поверхности грифа. Но это действие либо приводит к временному успеху (большое усилие невозможно будет выдержать длительное время − рука отсохнет), либо не приводит ни к чему. Дело в том, что некоторые струны попадают при взятии баррэ в места суставных сгибов указательного пальца, что, естественно, влияет на качество их прижатия.

Пути исправления описанных выше ошибок можно найти на нашем сайте в соответствующих уроках, касающихся темы каждой проблемы (посадка гитариста, положение рук, приём баррэ и так далее).
Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


Я - админ

Вы можете задать любые вопросы на электронную почту админа: ewa591@mail.ru

Вы можете купить у нас различный учебный и развивающий материал для гитаристов всех мастей! На каждую покупку обязательно в подарок бонус!

Выбирайте сами!

  1. в БИБЛИОТЕКЕ ГИТАРИСТА
  2. на ЯРМАРКЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ГИТАРИСТОВраспродажа курсов для гитаристов
  3. Сборники с гитарными обработками админа сайта на странице "Вы можете купить!"
  4. а также на страницах платных нот, видеошкол и учебников к соответствующим разделам гитары: ФЛАМЕНКО - КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА 
  5. на странице "ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСЕХ ГИТАРИСТОВ"

---------------------------------------------------------------

Все материалы смогут вам помочь в успешном освоении гитары и сэкономят массу времени! Переходите по ссылкам на указанные страницы и выберите то, что понравится!